Ключевые позиции, которые важны в социуме, и на которые направлен социальный интеллект – это поведение человека (поступки, реакции, действия, вектора), его роль, статус и отношения.
Отношения либо сводят (скрепляют), либо разводят (раскрепляют), либо держат людей принудительно (в напряге, тонусе).
На каждого из нас накладываются два вида отношений:
1) общественные;
2) личностные (духовные).
Общественные отношения – результат устройства общества, социума в котором мы живем. Они имеют ооооочень большие отличия в зависимости от типа экономики, нации, национальности, вероисповедания …
Точнее их можно назвать социально-экономическими, поскольку в обществе без экономики никак. Например, на работе – это административные отношения (по вертикали: начальник – подчиненный) отношения кооперации, сотрудничества (по горизонтали в одной «цепочке ценностей»: сотрудник – сотрудник) или отношения конкуренции, соперничества (могут проявляться как по горизонтали, так и по вертикали). И в семье – экономической ячейке общества – тоже проявляются эти отношения, например, «семейное администрирование» от матери к детям. Хотя, конечно, в семье эти отношения с течением времени меняются эволюционно, и происходит смена «домашнего хозяина» — им становится ставший взрослым ребенок, — порою, через болезненные конфликты – внешние, если мать не уступает власть или внутренние, если она смиряется, но при этом не согласна с произошедшими изменениями. Личностные (духовные) отношения обусловлены нашим мировоззрением, мироощущением, культурой, тесно связаны с нашими эмоциями и чувствами. Например, отношения любви, либо ненависти. Видим, что здесь проявляется полярность («+» или «–»), причем это может быть с разной степенью – любовь от «легкой влюбленности» до «безумства». Также как и эмоции, отношения могут быть стеническими или астеническими, стимулирующими или дестимулирующими.
Ну, а в жизни, конечно, административные и духовные отношения накладываются друг на друга, причем, иногда, очень своеобразно.
Задача социального интеллекта – сделать этот симбиоз продуктивным, взаимовыгодным. Или, хотя бы, не допустить разрушения, поддерживать, так называемые, «рабочие» отношения. Хотя, конечно, иногда приходится – «до основания и затем…»! Но, лучше, не надо этого… Печальный опыт имеем и не в одном поколении.
Безусловно, в основе этого познание, мышление и правильные решения, которые реализуются через коммуникации (общение, если более широко) и поведение (индивидуальное и совместное).
Социальный интеллект проявляет себя, если мы облегчаем, а не усугубляем, строим, а не разрушаем, если административные и социальные отношения создают синергию или одно компенсирует другое. Например, если в семье происходит «смена власти», то ребенок (при наличии у него социального интеллекта) может очень бережно, ласково, показывая свою любовь, относится к стареющей матери. И тогда она легко переживет эти изменения. Если же взрослый ребенок будет жестким, грубым, невнимательным, эгоистичным, демонстрирующим свое умственное превосходство – отсутствует социальный интеллект, – то для матери эта семейная трансформация будет очень болезненной и быстро подорвет ее силы. Это одно из проявлений извечной проблемы «отцов и детей».
Так что, развивайте социальный интеллект, который создаст социальный капитал, который будет работать на вас и вашего социального партнера!
http://dva5508.wixsite.com/intellect