Григорий Лукьянович Скуратов-Бельский, как на самом деле звали виднейшего сподвижника царя Ивана Грозного, стоял у истоков всего, что творилось в России в 60-х-начале 70-х годов 16-го века.
Откуда Малюта?
Родился Скуратов-Бельский в семье выходцев из Польши, скорее всего его родители происходили из простой шляхетской среды (служилые дворяне). Так что точная дата появления на свет будущего любимца Грозного царя, имена его родителей и место рождения остались неизвестными. Предполагается место - нынешние Белорусские Бельцы.
Версий о том, откуда у Григория Скуратова-Бельского взялось прозвище, заменившее ему имя, несколько.
По первой, в семье Скуратовых-Бельских был не один сын Григорий, а два. Такое в те времена встречалось. У того же Ивана III было несколько сыновей и дочерей, носивших одно имя. Наш Григорий Лукьянович был по отношению к другому - младшим братом. Оттого и "Малюта".
Вторая версия наделяет знаменитого опричника малым ростом. Проверить это или опровергнуть мы не можем. А третья версия говорит о том, что "Малюта" могло произойти от присловия: "молю тя", ведь опричники и сам царь Иван Васильевич после своих лютостей любили истово молиться.
Выгодная женитьба
Службу в опричнине Малюта начинал с самых низов, но потом сумел высоко подняться. Помимо личной преданности и готовности зубами рвать врагов царя-батюшки, Скуратов мечтал возвыситься и через брак царя. После смерти второй супруги Ивана Грозного Марии Темрюковны, Малюта привез из Коломны свою родственницу (скорее всего по жене) Марфу Васильевну Собакину. Он сам был дружкой жениха на третьей свадьбе царя, а его жена и дочь Мария выступали свахами.
Но третий брак царя окончился фактически ничем: молодая отдала Богу душу до консумации брака. Но царь остался благосклонен к Малюте и после этого, хотя подозревал всех и вся, что Собакину извели ядом, а сделать такое мог только кто-то из своих.
Почетная пенсия
Погиб Малюта Скуратов 1 января 1573 года. Геройски, можно сказать. Словил пулю в грудь во время штурма крепости Вейсенштейн, который лично возглавлял. Правда, у этого геройства тоже есть две версии.
По первой версии, Малюта просто пытался сделать карьерный рывок, демонстрируя бесстрашие на глазах царя и пуля была случайной.
А по второй, Малюта так свел счеты с жизнью, потому что знал, что подозрительный царь задумал его ликвидацию. Ведь чистки в рядах опричников происходили постоянно и угодить в немилость было легче легкого.
Думается все же, что правдоподобна первая версия, ведь царь (неслыханное дело в 16-м веке!) потом всю жизнь продолжал платить вдове Малюты Скуратова пенсию и никто из домочадцев не был подвергнут репрессиям.
А на помин души Малюты Иван Васильевич внес больше денег, чем для собственного брата Юрия и жены Марфы. Так что, по сообщениям западных источников, в 1577 году Малюту по церквям еще поминали.
Наследник и наследницы
Имя женщины, подарившей Малюте сына и дочерей осталось неизвестным. Сын Малюты, Максим Григорьевич Скуратов-Бельский по прозвищу Горяин, скончался совсем молодым в 1575 или в 1576 году.
Так что фамилия и род Малюты формально окончились. Женат сын не был, так как был младшим ребенком и отец не успел устроить его судьбу.
Но у Малюты были целых четыре дочери, а вот их-то грозный опричник замуж выдал. В истории не успела оставить след лишь дочь, которую предположительно звали Еленой.
Елену отдали замуж за татарского князя Ивана Келмамаевича, но супруги не оставили детей и скончались молодыми, вероятно от какого-то морового поветрия.
Старшенькая
Как звали старшую дочь Малюты - неизвестно, но вошла она, стараниями батюшки, в семью царскую. На ней женился двоюродный брат царя Ивана Грозного по матери - Иван Михайлович Глинский.
Сам не царь, зато один из богатейших людей России того времени, так что для дочери простого шляхтича Скуратова, он был отличной партией. Иван Михайлович пережил и тестя, и двоюродного брата, скончавшись в 1602 году. Все свои богатства он передал дочери Анне - внучке Малюты Скуратова.
Мария, ставшая царицей
Дочери Малюты вольготно чувствовали себя и в царствование Грозного, и при его сыне Федоре и позже, при Борисе Годунове. Ведь Годунов тоже был зятем Малюты.
Мария Григорьевна Скуратова-Бельская вышла замуж за Бориса Годунова еще в пору, когда он был не слишком богат и не слишком обласкан при дворе. И эта дочь Малюты батюшку не посрамила: во многом ее усилиями поднялся и достиг вершин неграмотный, не умевший читать Борис Годунов.
И мечта Малюты, его дальний прицел, сделать дочерей царицами, исполнился, она стала русской царицей и матерью, только судьба ее отпрысков Федора и Ксении сложилась печально, а сама Мария погибла от рук агентов Лжедмитрия I.
Катенька
Все шансы взойти на трон были и у Екатерины Григорьевны, ставшей женой Дмитрия, брата еще одного русского царя Василия Шуйского. Царь Василий долго был бездетен, потом у него родились только две дочери.
Если бы укрепилась династия Шуйских на престоле, то наследовал бы ему брат Дмитрий, а с ним царский венец украсил бы и голову Екатерины, дочери Малюты.
Но не срослось: Шуйского свергли и постригли в монахи. Вместе с мужем и его братом, Екатерина угодила в плен к полякам. Только в 1635 году в Россию удалось вывезти останки последней дочери Малюты Скуратова.
Кстати, именно Екатерина, как полагают биографы, унаследовала нрав своего батюшки. Ее винили в том, что она ловко устранила конкурента в наследники Шуйского, родственника собственного мужа и талантливого полководца Михаила Скопина-Шуйского. Она поднесла ему "специальный" кубок.
Судьба единственной выжившей внучки Малюты Скуратова Анны Глинской осталась неизвестной.
Иллюстрации из публичного доступа сети Интернет