Найти тему
УАЗбука - не только про УАЗ!

В очередной раз о ГРМ двигателя ЗМЗ-409

Приехал на сервис УАЗ Патриот 2012 года выпуска (судя по VIN номеру), пробег 107 тыс. км. Приехал своим ходом, с жалобой: Что-то тянуть стало плохо.

УАЗ Патриот 2012 года выпуска
УАЗ Патриот 2012 года выпуска

При диагностировании подозрения легли на систему ГРМ.

Тут надо сделать ремарку, про то, чтобы у читателя не складывалось впечатление, что совсем уж всё плохо. Надо понимать, что на сервис приезжают с какими-то проблемами, а не просто так. Но все же, система привода ГРМ у двигателя ЗМЗ-409 - самое слабое звено и это, прежде всего, связано с качеством комплектующих, которые ставят на заводе.

При кажущейся простоте конструкции цепного привода ГРМ тут очень много "подводных камней", начиная с качества обработки металла звездочек и звеньев цепей, заканчивая правильной геометрией деталей и всей системы в целом.

Итак, разбираем...

Нижняя цепь ГРМ
Нижняя цепь ГРМ

На двигателе стоят однорядные втулочные цепи, со втулками 6.35 мм, которые применялись с середины 2010 года по 2012 год (Евро-3).

На нижней цепи логотип производителя обнаружить почему-то не удалось, на верхней цепи отчетливо виден значок АО «Кировский завод цепей», который входит в холдинг «Акмаш-Холдинг».

Верхняя цепь ГРМ с логотипом Акмаш-Холдинг (Кировского завода)
Верхняя цепь ГРМ с логотипом Акмаш-Холдинг (Кировского завода)

Внешне цепи выглядят более-менее "живыми", намеков на разрушение нет.

Смотрим на звездочки распредвала.

На звездочках видна выработка на боковой поверхности. Но если присмотреться, то заметно, что зубья стали намного тоньше, по сравнению с новой звездочкой. И к тому же втулка цепи сумела продавить канавку с выступом по краям, которую заметно под углом.

Натяжитель не заклинил и не развалился, что даже странно.

Звездочка промежуточного вала.
Маленькая звездочка с такими же канавками как и звездочка распредвала, а вот большая...

Увидели "прикол"?
На маленькой звездочке зубья
есть, а на большой их практически нет!

Зубья на большой звездочке стерты, скоро она станет круглой  и гладкой
Зубья на большой звездочке стерты, скоро она станет круглой и гладкой

Интересно, долго ли оставалось работать системе до момента, когда звездочка сала бы полностью гладкой?

Скорее всего недолго.
Вот и звездочка на коленчатом валу тому в подтверждение.

Почему такое случилось?
Виной всему качество, точнее его отсутствие.
Металл у звездочек очень мягкий, следов закалки зубьев ТВЧ не видно. К тому же толщина зубцов изначально меньше чем надо. (
Их толщина 4мм., а по ГОСТ 591-69 должна быть 5 мм.)

Форма у зубов выполнена не совсем точно.
Для примера посмотрите какой должен быть профиль зубьев согласно ГОСТу:

В общем то все печально. То цепи рвутся, то вот так стачиваются звездочки в ноль. А в итоге, из-за бракоделов страдают обычные люди!

Новый комплект привода ГРМ с двухрядной цепью
Новый комплект привода ГРМ с двухрядной цепью

Естественно, неисправные элементы привода ГРМ удалили и заменили на комплект с двухрядной цепью.

Материалы по теме:

Многострадальный ЗМЗ-409

Мифы и реалии ЗМЗ-409 (1)

Мифы и реалии ЗМЗ-409 (2)