Приехал на сервис УАЗ Патриот 2012 года выпуска (судя по VIN номеру), пробег 107 тыс. км. Приехал своим ходом, с жалобой: Что-то тянуть стало плохо.
При диагностировании подозрения легли на систему ГРМ.
Тут надо сделать ремарку, про то, чтобы у читателя не складывалось впечатление, что совсем уж всё плохо. Надо понимать, что на сервис приезжают с какими-то проблемами, а не просто так. Но все же, система привода ГРМ у двигателя ЗМЗ-409 - самое слабое звено и это, прежде всего, связано с качеством комплектующих, которые ставят на заводе.
При кажущейся простоте конструкции цепного привода ГРМ тут очень много "подводных камней", начиная с качества обработки металла звездочек и звеньев цепей, заканчивая правильной геометрией деталей и всей системы в целом.
Итак, разбираем...
На двигателе стоят однорядные втулочные цепи, со втулками 6.35 мм, которые применялись с середины 2010 года по 2012 год (Евро-3).
На нижней цепи логотип производителя обнаружить почему-то не удалось, на верхней цепи отчетливо виден значок АО «Кировский завод цепей», который входит в холдинг «Акмаш-Холдинг».
Внешне цепи выглядят более-менее "живыми", намеков на разрушение нет.
Смотрим на звездочки распредвала.
На звездочках видна выработка на боковой поверхности. Но если присмотреться, то заметно, что зубья стали намного тоньше, по сравнению с новой звездочкой. И к тому же втулка цепи сумела продавить канавку с выступом по краям, которую заметно под углом.
Натяжитель не заклинил и не развалился, что даже странно.
Звездочка промежуточного вала.
Маленькая звездочка с такими же канавками как и звездочка распредвала, а вот большая...
Увидели "прикол"?
На маленькой звездочке зубья есть, а на большой их практически нет!
Интересно, долго ли оставалось работать системе до момента, когда звездочка сала бы полностью гладкой?
Скорее всего недолго.
Вот и звездочка на коленчатом валу тому в подтверждение.
Почему такое случилось?
Виной всему качество, точнее его отсутствие.
Металл у звездочек очень мягкий, следов закалки зубьев ТВЧ не видно. К тому же толщина зубцов изначально меньше чем надо. (Их толщина 4мм., а по ГОСТ 591-69 должна быть 5 мм.)
Форма у зубов выполнена не совсем точно.
Для примера посмотрите какой должен быть профиль зубьев согласно ГОСТу:
В общем то все печально. То цепи рвутся, то вот так стачиваются звездочки в ноль. А в итоге, из-за бракоделов страдают обычные люди!
Естественно, неисправные элементы привода ГРМ удалили и заменили на комплект с двухрядной цепью.