Найти в Дзене
ASUTPP

Что такое пусковой ток двигателя?

Оглавление

При изучении паспортных данных любого электродвигателя помимо заявленной мощности, напряжения, номинальной токовой нагрузки и способа соединения полюсов указывается пусковой ток. Этот параметр относится к важнейшим показателям работы любого двигательного агрегата и нуждается поэтому в более подробном рассмотрении.

Особенности пуска и кратность тока

Пусковые токи оцениваются по тем нагрузкам на электродвигатель, которые испытывают их рабочие обмотки в момент подачи на них напряжения. Чаще всего они превышают нормируемый показатель в 4-8 раз. Реальная величина, учитывающая эту разницу, называется кратностью и вводится как поправочный коэффициент (фото ниже).

Когда известен введенный таким образом коэффициент – определить величину пускового тока не составит труда.

Дополнительная информация: Не следует путать две характеристики двигателя: его номинальное и рабочее токовые значения.

Их различие проявляется в следующем:

  • Номинальным считается ток, протекающий в катушках при длительной эксплуатации агрегата и ограниченный только температурой статора (степенью его нагрева).
  • Рабочий же показатель характеризует реальный ток в настоящий момент времени.
  • Он обычно равен или чуть ниже номинального значения.

Введенный коэффициент зависит от мощности электрического движка и от количества пар полюсов в нем. При низкой заявленной мощности он будет меньше. Та же зависимость наблюдается и в случае с полюсами.

Особенности пускового процесса

Величина пусковых токов зависит от особенностей конструкции конкретного электродвигателя и в частности – от его инерционных характеристик. Так, при небольшом количестве полюсов общее сопротивление обмоток мало и они соответственно достигают больших величин. Для моделей двигателей, обороты вала в которых очень велики, характерен "тяжелый" пуск, поскольку требуется больше усилий для выведения его на рабочий режим.

На технически грамотном языке это явление описывается так:

  • в статичном состоянии коэффициент скольжения вала двигателя равен единице;
  • при его раскручивании во время запуска этот показатель стремится к нулю, но никогда не достигает его (из-за всегда имеющихся потерь).

В результате переходных процессов ЭДС самоиндукции резко возрастает, а импеданс катушек и токовая составляющая уменьшаются.

-2

Определение точного значения

Получить точные данные по искомой величине можно так:

  • По осциллографу, снимающему сигнал на шунте во время запуска двигателя.
  • Измерение при пониженном напряжении на обмотках (в 5-10 раз ниже номинального).
  • Снятие показаний с помощью токоизмерительных клещей.

В первом случае удается зафиксировать всплеск напряжения на экране осциллографа и сравнить его с установившимся значением. Второй вариант хорош тем, что при измерении ротор двигателя не перегревается и не вносит искажений в процесс снятия показаний. Использование токоизмерительных клещей – самый простой способ, но он не обеспечивает требуемой точности (фото ниже).

-3

Наука
7 млн интересуются