В этом выпуске хотел бы набросать идеи, которые могли бы быть полезны предпринимателям в кризис.
Уже ясно, что борьба с вирусом ударила по всем направлениям бизнеса. Пришло время в очередной раз затянуть пояса. Прошедшие десятилетия реинжиниринга и LEAN-оптимизации научили избавляться от всего лишнего, затачивать организацию под один ключевой элемент бизнес-процесса, отдавая все остальное на аутсорсинг. И вот наступил момент, когда хорошо отлаженные механизмы должны научиться приспосабливаться к новой, пока еще не сформировавшейся среде.
Прошлые кризисы научили нас некоторым вещам:
1. Даунсайзингу - изменять объем продукта в сторону уменьшения - лучше, чем увеличивать цену.
2. Кризис - лучшее время для обучения, повышения квалификации, освоения новых профессий.
3. Скидки лучшие друзья цен! Помогают донести до клиента ценность продукта лучше чем это делают в кремневой долине.
4. Дизайн делает рекламу, которая является двигателем торговли, которая в свою очередь генерирует выручку.
5. Низкая цена (в идеале нулевая) делает продукт привлекательнее, но позволяет зарабатывать на эксплуатации.
и т.д. (полный список вы можете найти в публикациях 2009 ... 2016 гг.)
Но вот к тотальному запрету на возможность ведение бизнеса, отсутствию покупателей, закрытию поставщиков, и другим сопутствующим пандемию явлениям былые кризисы не подготовили. Как вести бизнес, если он построен на путешествиях, а границы закрыты? Торговым центрам при запрете на их посещение? Офисным центрам при переходе бизнеса на удаленную работу сотрудников?
Вот здесь мы пока не будем давать бесплатных и быстрых рецептов типа: все в онлайн! Здесь я припоминаю слова гуру менеджмента Тома Питерса, который в 2000-м году сказал о том, что если вашего бизнеса нет в on-line, то его скоро не будет. Теперь пришло время перефразировать классика и сказать: Если ваш бизнес еще в off-line, то его скоро не будет.
План эвакуации (по шагам):
1. Признать существующую проблему - переход в on-line. Не просто прочитать, согласиться, но и достичь консенсуса со стейкхолдерами.
2. Выработать способ перехода. Это что-то стратегии перемещения из точки "Off-" в точку "On-". Необходимы альтернативные варианты!
3. Достичь понимания того, как вы реализуете открывающиеся возможности и какие положительные последствия в этом переходе.
4. Предусмотреть возможные отрицательные последствия, риски и антикризисные мероприятия на пути перехода.
5. И вот, когда консенсус со всеми участниками достигнут пришло время оценить достижимости реализации плана и посчитать цену вопроса.
___
Продолжение следует...