Найти тему
АПН-НН

Падение цен на нефть скажется на всех

Происходящее сегодня падение цен на нефть, безусловно, скажется на всех нижегородцах.

Что касается одновременно с этим происходящего снижения курса рубля, то оно на разных секторах экономики отражается по-разному. Те структуры, которые экспортируют продукцию за рубеж, от этого снижения только выигрывают, получая то же количество долларов, которое можно обменять на большее количество рублей.

Те же, кто что-либо покупает за рубежом, несут потери. Это и производители, закупающие за рубежом оборудование, сырье и технологии, и, конечно, потребители, покупающие импортную продукцию – а у нас огромная часть потребительских товаров это товары, сделанные за рубежом. И это не только высокотехнологичное оборудование, различные гаджеты, бытовая техника, тоже в основном зарубежная, но и продукты питания – значительная их часть тоже импортная.

Насколько все эти процессы скажутся на общей инфляции, сказать пока трудно. Большая часть товаров все же делается в России. По-видимому, разные группы населения ощутят инфляцию по-разному. Сейчас планируется, что инфляция вырастет, однако оценки этого роста расходятся. Правительственные эксперты говорят, что вместо четырех процентов будет пять-шесть, но есть и другие, менее оптимистичные прогнозы.

Многое будет зависеть от того, как долго продлится нынешняя ситуация с нефтью – этого, к сожалению, не знает никто. Мы понимаем, что низкие цены на нефть, а это сегодня тридцать один доллар за баррель нефти Brent, очень сильно давят на нашу валюту.

Продолжается ценовая война между Саудовской Аравией и Россией, которую инициировала, скорее, наша страна. Есть экспертное мнение, что Саудовская Аравия прибегает к шантажу, чтобы побудить нас пойти на уступки, но в конце концов договориться удастся и цена на нефть поднимется.

Есть еще такой фактор как добыча сланцевой нефти в Соединенных Штатах Америки. Да, там при низкой цене на нефть многие месторождения закрываются. Но одновременно с этим идет процесс консолидации: несколько крупнейших производителей скупают активы всех мелких, которые не выдерживают конкуренции и уходят с рынка. У более мощных структур запас прочности гораздо выше. Но в любом случае снижение производства нефти в США будет толкать цену вверх. 

Еще одна группа факторов связана с сокращением спроса на нефть, в основе чего лежит давно назревавшее сокращение производства в Китае, и шоковым влиянием коронавируса, который резко бьет по производству, а значит, сокращает потребность в энергоресурсах. И вот сочетание всех этих факторов ударило по цене на нефть.

Как эти факторы будут взаимодействовать в обозримом будущем, сказать трудно, ключевой вопрос – как долго продлится нынешняя ситуация. Понятно, что цены на нефть рано или поздно поднимутся. Ведь долговременные факторы тоже никуда не делись.

Если длительное время цена нефти была более шестидесяти долларов, а сейчас стала порядка тридцати, то это не может быть ценой равновесия и стоит ожидать роста. Какой будет цена равновесия через год – пятьдесят, шестьдесят долларов, сегодня не скажет никто. Но несколько месяцев с ценой тридцать долларов могут стать тяжелым испытанием для нашей экономики.

Вместе с тем, правительству при упавшем рубле преодолевать бюджетный дефицит гораздо легче, однако расплачиваться придется падением реальных доходов населения.

В конце концов для большинства жителей Нижегородской области и всей России все наладится, но ближайшие несколько месяцев еще надо пережить. 

Александр Мазин