Найти тему
СМИ

Может ли Саудовская Аравия действительно позволить себе вести войну цен на нефть?

Нефть составляет примерно 80 процентов доходов Саудовской Аравии, и этот уровень зависимости от ископаемого топлива имеет огромные недостатки.

По мере того, как цены на нефть растут и падают, то же самое делают состояния королевства, которые могут остановить планы и заставить жесткий выбор расходов.

Будущее также движется против нефти, а Парижское соглашение по климату подталкивает все больше правительств к сокращению выбросов и нефтепродуктов, таких как пластик, поднимающий экологические тревоги.

Королевство должно диверсифицировать свою экономику, и как можно скорее. Но это легче сказать, чем сделать. Чрезмерная зависимость от любого экспортного товара эффективно солит землю там, где могут укорениться другие производственные сектора.

Видение 2030 стремится вытащить королевство из этой ловушки путем реинвестирования богатств ископаемого топлива в устойчивые отрасли промышленности будущего, сокращая раздутый государственный сектор и создавая процветающий, диверсифицированный частный сектор, чтобы использовать молодую рабочую силу королевства.

И правительство не видит себя делающим все это в одиночку. Успешная трансформация также зависит от убеждения инвесторов, как иностранных, так и отечественных .

Впрочем, по многим причинам проект преобразований с трудом продвигался еще до того, как Эр-Рияд поссорился с Москвой.

"Видение 2030 года уже отставало от большинства своих промежуточных целей на 2020 год"

Краеугольным камнем привлечения денежных средств для реинвестирования в другие секторы стало сильно раздутое первичное публичное предложение (IPO) саудовского государственного нефтяного гиганта Aramco.

Когда он приблизился к своему отложенному дебюту в конце прошлого года на фондовой бирже Тадавула в Эр-Рияде, атака на объекты Aramco в сентябре напомнила инвесторам о геополитическом риске, угрожающем компании и ее операциям.

Не сумев привлечь достаточный международный интерес, MBS надавила на состоятельных саудовцев, чтобы те вышли вперед и купили часть компании. IPO привлекло рекордные $ 29,4 млрд, фактически оценив фирму в $1,7 трлн - хорошо застенчивый из $ 2 трлн MBS первоначально искал.

Сейчас ценовая война на нефть бьет молотком по акциям Saudi Arabian Oil Co - так официально называется Aramco.

Акции упали на 12% на прошлой неделе и продолжили падение в воскресенье, после того как Aramco объявила, что сокращает капитальные расходы в этом году в ответ на коронавирус, и сообщила о 21-процентном снижении чистой прибыли в 2019 году из-за более низких цен на нефть.

В понедельник Aramco проведет веб-трансляцию для обсуждения своих результатов за весь год. Руководители компании могут быть допрошены о том, является ли перекачка сырой полной дроссельной заслонки в лучших интересах акционеров.

Еще один показатель Видения 2030 года - прямые иностранные инвестиции (ПИИ) в королевстве - также был тусклым. Хотя он восстановился до $3,2 млрд в 2018 году, даже не преодолев $2 млрд в предыдущем году, ПИИ все еще были значительно ниже $8,1 млрд, достигнутых в 2015 году, и лишь частично от $29,2 млрд, привлеченных королевством в 2010 году, согласно Конференции ООН по торговле и развитию.

Еще одним ориентиром является рост ненефтяного частного сектора королевства. Он выглядел многообещающе, пока не начал замедляться в декабре и продолжал замедляться в январе. В феврале наблюдался самый медленный рост за последние два года, поскольку производство и новые заказы упали из-за сбоев, вызванных коронавирусом.

Теперь финансовый стресс от войны цен на нефть может сделать рост ненефтяного сектора еще более труднодостижимым.