Найти в Дзене
Сергей Блинов

Индекс силы рубля упал до отметки 3,62

Сейчас индекс в 2,6 раза ниже, чем был в зените славного путинского десятилетия, в октябре 2007 года

Чем увереннее чувствует себя национальная экономика, тем сильнее её национальная валюта. И если индекс силы рубля (IRS[1]) не может удержаться на достигнутых высотах (см. жёлтые выноски на графике 1) и начинает снижаться – это явный признак нарастания кризисных явлений в экономике.

На первый взгляд, текущее падение IRS не выглядит пугающим (4,01 на 1-ое января, 3,81 на 1-ое февраля) и пока ещё вписывается в диапазон обычных колебаний. Но нужно учесть, что перед нами - картина вчерашнего, а не сегодняшнего дня: ведь опубликованная 27 марта статистика Центробанка фиксирует экономическую ситуацию такой, какой она была месяц назад, 1 марта.

График 1

А что ситуация в экономике ещё в январе и феврале, до злополучных «мартовских ид», и без того ухудшалась, свидетельствовала новогодняя динамика IRS: на Графике 2 видно, что c января текущие темпы (м/м) роста индекса начинают замедляться. Мы ожидаем, что по итогам марта синяя линия пересечёт красную сверху-вниз.

График 2.

-2

В марте, как известно, проявились сразу два фактора, которые с гарантией «утопят» индекс вниз:

во-первых, в результате двойного шока – краха нефтяного рынка и коронацессии мировой экономики - резко вырос курс доллара (и других валют) по отношению к рублю. И даже если бы валютная и рублёвая денежные массы оставались неизменны, валютная переоценка автоматически приведёт к тому, что доля валютной составляющей в широкой денежной массе вырастет, а IRS упадёт.

во-вторых, ЦБ объявил и начал проводить валютные интервенции – сначала скрытые, а теперь уже и прямые. В ходе валютных интервенций Центробанк изымает из экономики рубли, замещая их валютой. В итоге рублей на счетах населения и предприятий становится меньше, а валюты – больше. Индекс силы рубля «благодаря» этому ещё сильнее падает.

Поэтому дальнейшее падение индекса (мы увидим это через месяц) почти не вызывает сомнений: ведь темпы роста рублёвой составляющей широкой денежной массы (зелёная линия на графике 3) к 1 апреля в лучшем случае останутся неизменными (не упадут).

График 3.

-3

А вот темпы роста её валютной составляющей (красная линия на графике 3) неизбежно резко вырастут. Ну, а когда красная линия пересекает зелёную снизу-вверх, кризисные явления начинают перерастать в полноформатный экономический кризис.

Более чем вероятно, что в марте эта кризисная черта уже была пересечена (повторю, что данные поступают с задержкой в месяц, и здесь видна картина на 1 марта). Но узнаем мы об этом лишь в конце апреля.

Конечно, представление Центробанком статистических данных с месячной задержкой лишает индекс силы рубля определённой оперативности. Но на надёжности и информативности отслеживания его динамикой базисных макроэкономических трендов такая задержка никак не сказывается. Поэтому им полезно пользоваться не только при оценке реальной эффективности денежно-кредитной политики Банка России, но и как надёжным прогностическим показателем.

Очевидно также, что, чтобы вернуть экономику на траекторию быстрого и устойчивого развития первого путинского десятилетия, Центробанку всё-таки придётся заняться своей основной задачей - обеспечить российской экономике сильный и устойчивый в своей силе рубль. Задача минимум здесь - вернуться к однажды уже завоеванным высотам, когда в октябре 2007 года, в зените успехов путиномики, IRS составлял 9,45

[1] Index of Ruble Strength. Показывает, во сколько раз рублёвая денежная масса в России превышает валютную денежную массу.

П.С.

Для тех, кто использует Телеграм:

Материалы этого блога можно на несколько часов (а иногда - дней) раньше прочитать на телеграм-канале "M2".

В Телеграме его можно найти, введя в строку поиска @m2econ.

Или воспользуйтесь ссылкой https://t.me/m2econ

Дзен: https://zen.yandex.ru/m2econ

Подписывайтесь!