Найти тему
Конрад Маюнов

14 лет на Бийской "Спичке" глазами рабочего. Часть 3: Начало противостояния.

Вторую часть можно прочитать здесь: 14 лет на Бийской Спичке. Часть 2: Возвращение.

Сортировка и выгрузка сушилок.
Сортировка и выгрузка сушилок.

Я попал в самую "боевую" смену.

Вспомнилось: именно эта смена в прошлом, когда начислили слишком мало зарплаты, работая в вечернюю, остановила оборудование и упорно бездельничала, пока не приехали начальник, следом директор, а следом и вся контора, и не пересчитали зарплату "по новой".

Словом, попал к своим.

По окончанию весны 2016-го, когда дороги открыли и сырьё начали активно подвозить, хозяин снова решил запустить две линии.

Удалось это ему с большим трудом: слишком многие работники уволились за это время, а "за воротами" нашлось немного желающих ТАК работать за ТАКИЕ деньги.

Ситуацию выправили оставшиеся работники, соглашаясь работать в две смены подряд без оплаты сверхурочных ( т.е. за те же самые деньги ). Оплачивались они как "совмещение".

Но когда работодатель объявил о работе по выходным и праздникам - наотрез отказались все три смены. Практически без исключений. Люди ведь тоже не железные работать таким образом даже без выходных... когда, кроме того, горят сезонные работы в огороде, кормящем их весь год. А если отказывается весь коллектив - глупо пытаться запугать увольнением - весь коллектив не уволишь, особенно, когда рабочих и без того не хватает.

Но работодатель принялся настаивать, проводить общие собрания, хотя раз за разом получал решительный общий отказ.

Наконец, поняв бесполезность переговоров, он решился действовать с позиции силы. Он объявил, что ВСЕ, КТО НЕ ВЫЙДЕТ НА РАБОТУ, БУДУТ ЛИШЕНЫ ПРЕМИИ.

Премия как раз за этот месяц.
Премия как раз за этот месяц.

Премия же в наших расчётках составляла больше трети зарплаты. И мы, скрипя зубами, всё-таки вышли.

Что сразу нам бросилось в глаза - отключенный турникет на проходной, фиксирующий проход человека на территорию с указанием его данных и фотографии. Стало понятно, что работодатель старается скрыть улики, и, возможно, даже не собирается оплачивать нам этот день ВООБЩЕ.

И рабочие снова обратились ко мне с вопросом - могу ли я что-нибудь сделать.

Помня печальный опыт обращения в ТрудИнспекцию, я решил действовать иначе. По общественно-политической деятельности у меня имелось несколько знакомых депутатов, и один из них безо всяких проблем написал запрос по нашему обращению. Разумеется, от своего лица, не раскрывая наших ФИО даже прокуратуре.

С работниками прокуратуры мы пообщались уже самостоятельно, подробно объяснив, где и в каких документах можно найти подтверждение факта нашей работы в праздничный день.

Две недели прокуратура штормила предприятие, и по окончанию проверки, выплатив нам все положенные деньги, работодатель больше даже не заикался о сверхурочных работах.

Но и не простил, тоже решив действовать по другому.

Примерно через месяц на таком же общем собрании нам было сказано, что, мол, предприятие в глубоком кризисе ( даром, что хозяева разъезжают на дорогущих иномарках ), и что нас слёзно просят согласиться на временное, два-три месяца, получение премии "вчёрную", мимо налогов.

Мол, мы так и предприятие спасём, и сами на руки больше получим - все отчисления государству пойдут в наш карман.

Рабочие согласились.

Первый месяц после этого работодатель выплатил премию, вчёрную, и действительно побольше. Но - далеко не все отчисления. Если подсчитать, вышло, что он отдал нам лишь НДФЛ с чёрной, скромно присвоив отчисления в ПФР и ФСС.

Премию стали платить неофициально, её размер указывался карандашом.
Премию стали платить неофициально, её размер указывался карандашом.

Чёрную премию за второй месяц нам пришлось ожидать, а за третий месяц и вовсе - "когда-нибудь потом".

И мы стали получать лишь белую часть, вплоть до тех пор, пока не услышали, что наша чёрная премия - лишь "милость" работодателя, которую о "платит из своего кармана".

А вскоре начались и задержки белой, и без того плавающей на уровне МРОТ.

Продолжение здесь: 14 лет на Бийской "Спичке" Часть 4: Забастовка!