Найти тему
Другой путь

Теплоход 3 раза в год. Вокруг Кольского полуострова на последнем пассажирском судне Мурманска. Уходящая эпоха Беломорья. Терский

Из когда-то развитой морской транспортной системы в Баренцевом море, как ни печально, осталась единственная пассажирской линия. Теплоход «Клавдия Еланская» 4 раза в месяц отправляется из Мурманска в 350-километровое плавание до закрытого города Островной. А три раза в год он огибает Кольской полуостров, следуя к отдалённым поморским сёлам. Именно на один из этих трёх рейсов я и приобрёл билет, намереваясь высадиться в самой дальней точке данного маршрута - изолированной Чаваньге.

Продолжение рассказа. Ссылка на предыдущую часть в конце записи.

На палубу я вышел, когда объявили первую беломорскую остановку. Это была Сосновка. Пара человек готовились сойти на берег.

То, как попадают на судно местные жители - отдельная тема.

Из-за мелководья теплоходы не подходят к берегу, бросая якорь в некотором отдалении. Навскидку километра два! Дальше всё происходит по принципу "проблемы индейцев шерифа не волнуют". Те, кто на суше, организовывают промежуточный транспорт.

Вот от деревни, завидев "Клавдию", мчится маленький катер. Матросы спускают трап, происходит подобие швартовки, далее по цепочке передаются грузы, а в конце спускаются люди. Следует ли говорить, что даже при небольшом волнении данный способ становится опасен.

Если штормит, теплоход будет ожидать благоприятных условий, а то и вовсе пройдёт мимо. Сейчас всё прошло чётко и быстро. Катер, более нас не задерживая, отправляется обратно.

Высадка пассажиров в Сосновке. Обратите внимание, чем обеспечивалась швартовка :)
Высадка пассажиров в Сосновке. Обратите внимание, чем обеспечивалась швартовка :)

По левому борту, кстати, находится низкий остров Сосновец, еле заметный на фоне блёклого неба. На нём тоже есть селение, возможно уже нежилое. Он ещё долго будет в нашей видимости.

Маяк и посёлок на острове Сосновец. Выглядит неплохо, я бы хотел пожить там несколько дней.
Маяк и посёлок на острове Сосновец. Выглядит неплохо, я бы хотел пожить там несколько дней.

Мы движемся дальше вдоль Терского берега Белого моря в поддёрнутую дымкой сизую даль.

Те́рский берег — историческое название юго-восточного берега Кольского полуострова от устья реки Варзуги до мыса Святой нос. [ЭС Брокгауза и Ефрона]

Навстречу идёт порожний контейнеровоз(?). Обмениваемся приветственными сигналами. Здорово, что всюду и на флоте, и на железной дороге поддерживают эту добрую традицию.

Пассажиров после Островного осталось едва ли не меньше, чем экипажа судна. Причём некоторые едут в круизном режиме - т.е. туда-обратно (есть такое развлечение у мурманской интеллигенции). Малая населённость рейса не способствует сохранению маршрута и каждый год может стать для него последним. Возможно, прямо сейчас правительство области решает пускать ли теплоход в нынешнем году.

Кроме вышеназванных на Терском берегу есть ещё несколько портопунктов: Чапома, Стрельна, Тетрино - старинные поморские сёла, изолированные от внешнего мира. Остановки идут вразнобой, в зависимости от погоды и других факторов. Отмечу также, что раз в неделю по некоторым сёлам существует вертолётный рейс.

Стоит отличная погода. Лето 2018 года выдалось на редкость солнечным, жарким и сухим (народ даже купался в открытых водоёмах). Мурманчане ещё долго будут вспоминать его как что-то невероятное. И на борту атмосфера под стать погоде, время до моей остановки пролетело незаметно.

"Пассажирам, следующим до Чаваньги подготовиться к высадке"-прозвучало в громкоговорителе. Груза и людей много - к нам двигаются сразу несколько лодок. За одной из них плывёт нечто грандиозное.

Общественный  понтон Чаваньги. Раньше подобные были ещё в нескольких сёлах, но по некоторым упущениям пришли в негодность.
Общественный понтон Чаваньги. Раньше подобные были ещё в нескольких сёлах, но по некоторым упущениям пришли в негодность.

Эту штуку использовали в качестве пирса. А после стали загружать имуществом (в основном, стройматериалами) с помощью судового крана. Забавляет и одновременно впечатляет, что большой гружёный понтон тянет лодка с двигателем 2 лошадиных силы.

-12

Снующие вокруг судёнышки, какая-то странная пришвартованная конструкция - всё это со стороны сильно напоминало современные пиратские абордажи. Тогда тема широко транслировалась в СМИ (См. Сомалийские пираты)

-13

Через несколько минут наш карбас (традиционная поморская лодка) подошёл к деревянной пристани. Прибывших, по старому обычаю, встречает добрая половина села. Почти трёхдневное плавание завершено. Спасибо.

Все фотографии авторские.
Все фотографии авторские.

Продолжение рассказа:

Пешком вокруг Кольского полуострова. Ночую на вокзале заброшенного аэропорта Чаваньга, несмотря на то, что предлагали остаться в селе

Читать с начала:

Последняя пассажирская линия в Баренцевом море