Десятилетия назад в северных морских водах европейской России существовала развитая система водного пассажирского транспорта. Теплоходы связывали Мурманск, Архангельск, Кандалакшу, Нарьян-Мар и другие населённые пункты на берегах Баренцева и Белого морей.
В настоящее время судоходство как и регион переживает глубокий упадок. Какие-то прибрежные посёлки покинуты, в иных значительно сократилось число жителей, а суда отправлены в другие порты или печи металлургических комбинатов.
Так, в Мурманской области осталась единственная пассажирская линия. Теплоход «Клавдия Еланская» 4 раза в месяц отправляется из областного центра в 350-километровое плавание до гавани Йоканьга. А три раза в год он огибает Кольской полуостров, следуя к отдалённым поморским сёлам.
Именно на один из этих трёх рейсов я приобрёл билет, намереваясь высадиться в самой дальней точке данного маршрута - изолированной Чаваньге.
Морской вокзал Мурманска по назначению сейчас не используется, чтобы сесть на теплоход добираемся в Рыбный порт.
Здесь уже вовсю идёт погрузка имущества и пассажиров. Кран методично поднимает автомобили, штабеля древесины, по трапу поднимаются люди, а пока это происходит можно побродить по закрытой портовой территории. Торопиться не стоит, так как выясняется, что теплоход не заправлен.
А заправлять его будут долго. Отход ожидался с большой задержкой.
Пока стоим успеваю изучить рыбный порт, общее пространство судна, познакомиться и переговорить с несколькими попутчиками, и даже поспать.
Отчаливаем в 3 с чем-то утра, с опозданием в 8 часов. Обычное дело. Не помню, было ли желание просыпаться ради этого момента, но через какое-то время я оказался на холодной и пустынной открытой палубе.
Судно идёт через огромный Мурманский порт.
Ширина Кольского залива здесь небольшая. Хорошо просматривается город и посёлки на противоположном берегу.
Микрорайон Абрам-Мыс, большое село Минькино - от основной части Мурманска их отделяет чуть больше километра воды, но из-за вредительских действий врагов русского народа люди вынуждены добираться до туда по суше, делая при этом 25-километровый крюк. Ещё буквально пару лет назад пассажирские катера через залив ходили круглогодично.
Тёплое Нордкапское течение согревает Баренцево море, поэтому Кольский залив не замерзает круглый год. Летом и зимой в мурманский порт приходят корабли, а рыбаки выходят на промысел.
Вообще в Кольском заливе сконцентрировано много особенных и даже уникальных мест. Например, единственная в мире база ледокольного атомного флота и их собственный док, что на фото выше.
Атомные суда выделяются на фоне других ярко красной расцветкой.
Но скоро присутствие человека заканчивается и с обоих сторон судно зажимают пустынные серо-зеленые холмы-тундры, скалами обрывающиеся в море. Суровая, ни с чем не сравнимая природа.
Полярный день только закончился. Солнце, считай, не скрывается за горизонтом, но всё равно зябко. Это и не удивительно - океанские воды в данном месте имеют +\- одинаковую температуру круглый год.
Выйдя из залива теплоход поворачивает на восток и ускоряет ход.
Полюбуюсь ещё раз на Кольскую тундру и иду отогреваться в каюту.
Продолжение ЗДЕСЬ (следующая часть).
Не забывайте оценивать материал. Спасибо.