Найти в Дзене
Другой путь

Последняя пассажирская линия в Баренцевом море. Едем на теплоходе, который ходит три раза в год! Мурманск - Чаваньга

Десятилетия назад в северных морских водах европейской России существовала развитая система водного пассажирского транспорта. Теплоходы связывали Мурманск, Архангельск, Кандалакшу, Нарьян-Мар и другие населённые пункты на берегах Баренцева и Белого морей.

В настоящее время судоходство как и регион переживает глубокий упадок. Какие-то прибрежные посёлки покинуты, в иных значительно сократилось число жителей, а суда отправлены в другие порты или печи металлургических комбинатов.

Пустынный морской вокзал Мурманск.
Пустынный морской вокзал Мурманск.

Так, в Мурманской области осталась единственная пассажирская линия. Теплоход «Клавдия Еланская» 4 раза в месяц отправляется из областного центра в 350-километровое плавание до гавани Йоканьга. А три раза в год он огибает Кольской полуостров, следуя к отдалённым поморским сёлам.

Именно на один из этих трёх рейсов я приобрёл билет, намереваясь высадиться в самой дальней точке данного маршрута - изолированной
Чаваньге.

-2

Морской вокзал Мурманска по назначению сейчас не используется, чтобы сесть на теплоход добираемся в Рыбный порт.

Здесь уже вовсю идёт погрузка имущества и пассажиров. Кран методично поднимает автомобили, штабеля древесины, по трапу поднимаются люди, а пока это происходит можно побродить по закрытой портовой территории. Торопиться не стоит, так как выясняется, что теплоход не заправлен.

А заправлять его будут долго. Отход ожидался с большой задержкой.

Пока стоим успеваю изучить рыбный порт, общее пространство судна, познакомиться и переговорить с несколькими попутчиками, и даже поспать.

Каюты - четырёхместные. Внутри мебель и санузел с душем. Но при этом цена примерно как в плацкарте поездов РЖД. Аттракцион невиданной щедрости!
Каюты - четырёхместные. Внутри мебель и санузел с душем. Но при этом цена примерно как в плацкарте поездов РЖД. Аттракцион невиданной щедрости!
-6

Отчаливаем в 3 с чем-то утра, с опозданием в 8 часов. Обычное дело. Не помню, было ли желание просыпаться ради этого момента, но через какое-то время я оказался на холодной и пустынной открытой палубе.

Судно идёт через огромный Мурманский порт.

Ширина Кольского залива здесь небольшая. Хорошо просматривается город и посёлки на противоположном берегу.

Микрорайон Абрам-Мыс, большое село Минькино - от основной части Мурманска их отделяет чуть больше километра воды, но из-за вредительских действий врагов русского народа люди вынуждены добираться до туда по суше, делая при этом 25-километровый крюк. Ещё буквально пару лет назад пассажирские катера через залив ходили круглогодично.

Тёплое Нордкапское течение согревает Баренцево море, поэтому Кольский залив не замерзает круглый год. Летом и зимой в мурманский порт приходят корабли, а рыбаки выходят на промысел.

Вообще в Кольском заливе сконцентрировано много особенных и даже уникальных мест. Например, единственная в мире база ледокольного атомного флота и их собственный док, что на фото выше.

Атомные суда выделяются на фоне других ярко красной расцветкой.

Но скоро присутствие человека заканчивается и с обоих сторон судно зажимают пустынные серо-зеленые холмы-тундры, скалами обрывающиеся в море. Суровая, ни с чем не сравнимая природа.

Ближе к открытому морю  расходимся с подводной лодкой. Редкий снимок.
Ближе к открытому морю расходимся с подводной лодкой. Редкий снимок.

Полярный день только закончился. Солнце, считай, не скрывается за горизонтом, но всё равно зябко. Это и не удивительно - океанские воды в данном месте имеют +\- одинаковую температуру круглый год.

-12

Выйдя из залива теплоход поворачивает на восток и ускоряет ход.

Полюбуюсь ещё раз на Кольскую тундру и иду отогреваться в каюту.

Все фото в записи принадлежат автору.
Все фото в записи принадлежат автору.

Продолжение ЗДЕСЬ (следующая часть).

Не забывайте оценивать материал. Спасибо.