Старинный теплоход привёз меня в древнее поморское село Чаваньга, расположенное на Терском берегу Белого моря. Судно появляется здесь всего трижды в году. В остальное время в Чаваньгу добираются на вертолёте. Периодичность рейсов - раз в неделю.
Мне предстоит выходить в "цивилизацию" пешком.
Порта в привычном понимании в Чаваньге нет. Вернее его вообще нет. Из-за мелководья судно не может подойти к берегу ближе, чем на 1.5-2 км даже в прилив.
Желающих сойти на берег пассажиров забирают карбасы (традиционные поморские лодки). Выглядит это со стороны, как штурм корабля пиратскими байдами.
Прибывших, по старому обычаю, встречает добрая половина села. О морской поездке писал здесь (предыдущая часть)
Юго-восток Кольского полуострова - очень глухие места: на сотнях километрах побережья расположены всего восемь не соединённых между собой деревень: Устье Варзуги, Тетрино, Стрельна, Чапома, Пялица, Сосновка, Поной и Чаваньга. В иных постоянного населения нет вовсе, в большинстве не наберётся и двух десятков жителей, Чаваньга среди них - "мегаполис". Здесь живёт целых 70 человек!
Как и прочие, Чаваньга начиналась как тонЯ (сезонный промысловый стан). По-видимому, столетия назад кто-то из рыбаков решил остаться здесь навсегда. Привёз родню, позвал "друзей", и вот уже хутор вырос в деревню, а та, в свою очередь, в село. Но дальше этого не пошло. Так и осталась Чаваньга сотней вжатых в берег, ветрами просоленных серых изб.
Представляя старинную северную деревню обычно ожидаешь увидеть роскошные деревянные пятистенки с резными наличниками и коньками на крыше. Забудьте, здесь, на Терском - дома мелкие, приземистые и от сырости и соли серые. Их даже не красят! Вокруг - лесотундра.
Чаваньга выглядит как селение на краю света.
Чаваньга - саамское (аборигенный народ Кольского) название. Населённые пункты унылей я видел разве что в Казахстане и только яркие летние краски могут хоть как-то скрасить положение. Не представляю, что тут твориться в холодное время.
Старуха Клавдия, бывшее круизное судно, дав протяжный гудок, берёт курс обратно в Мурманск.
Чаваньга является селом. Церковь Михаила Архангела, хотя и внешне абсолютный новодел, сохраняет сруб 160-летней давности. Священника в ней нет, службы проходят, когда кого-нибудь присылают из райцентра Умбы или Мурманска.
А так здесь живут рыбалкой, кто-то держит огород. На удивление, вырастают даже огурцы, не только картошка.
Всё ещё действует колхоз Беломорский рыбак!
Ну как действует, остатки былой роскоши в виде единственного цеха-фактории в окружении наследия советских времён - разбросанных везде неисправных грузовиков, отслуживших своё судов и заброшенных построек.
Электричество от дизельной электростанции. Забавно, что несколько лет назад была построена солнечная электростанция. Но создатели где-то просчитались, ведь солнечных дней на Терском очень немного. Солнечные батареи то ли не ввели в эксплуатацию, то ли, просто "забили" на обслуживание.
Раньше была линия связи с материка, её обесточили и спили на дрова (?). Дорого содержать.
Самое необычное - в окрестностях Чаваньги пасутся табуны диких лошадей! На полярном круге!
Одичавшие кони и кобылы - потомки животных закрытого в начале 90-х колхоза Кузомени. Лошадей из жалости не забили, но за десятилетия они не вымерли и даже распространились по всему Терскому берегу. Изначально якутской породы, всего за 30 лет лошади выделились отдельную "арктическую масть". К людям относятся настороженно, но и не сильно боятся. Выглядят здорово и упитанно. Подробнее писал здесь:
Я сошёл в Чаваньге вместе с пассажирами своей каюты. Мы немного познакомились за время пути, потому меня позвали домой, накормили, напоили и спасть бы уложили, но я чувствовал небывалый подъём сил и рвался в дорогу, хотелось побыстрее выбраться из этой донельзя унылой локации.
С собой дали килограмм свежесолёной сёмги и предупредили об активности медведей. Спасибо!
Настроение приподнятое. Ветра нет, тишина и спокойствие.
Перехожу подвесной мост через речку Чаваньга и понимаю, что ... зря я не остался на ночь в селе.
Полярный день. Темнее уже не будет.
Я был атакован невообразимым полчищем гнуса всех мастей. Комаров можно было натурально загребать руками. Туча за мной всё больше прирастала по мере продвижения.
Понимаю, что долго так продолжаться не может. Не смогу я под рюкзаком час бежать до места, где хотел переночевать (пустующий промысловый стан в 7-ми километрах).
Что делать? Обратно возвращаться как-то неудобно. К моему счастью недалеко в километре, я заметил пустующее здание с целыми окнами. Вокзал недействующего аэропорта Чаваньга. Слава Богу!
Отбиваясь от гнуса, ставлю внутри палатку без тента, всё же комары забрались и туда. Великое облегчение. Мирно засыпаю под безобидный гул роя, комары, кажется реагируют на дыхание, роясь ближе к голове. Ха-ха вы мне ничего не можете сделать!!!
С утра осматриваю покинутое здание вокзала. Последняя запись в книге отзывов датирована 2009 годом. Люблю подобные артефакты, которые часто встречаются на транспортных заброшках.
Аэрополоса зарастает. Самолёт здесь больше не нужен, а вертолёт может садиться прямо в селе. Вокзал тоже не нужен.
Вокзал разгромлен. Хорошая идея сделать гостиницу, кстати. Здание добротное крыша даже не течёт, тем более осуществляются буржуй-туры на Терский, спрос будет.
Приятное местечко, в общем-то. Самая красивая постройка в окрестностях!
Рядом чей-то гараж. Сюрреалистично.
Выхожу на берег моря. Ветренно и солнечно. Гнус как рукой смело. Можно смело идти в расслабленном темпе, ничего не опасаясь,... кроме медведей.