Найти тему

Какое образование получил Александр I

Существует мнение, что император Александр I Павлович и его брат Константин получили прекрасное образование. К великому сожалению, это далеко от истины. Чтобы проанализировать образование будущего императора, нужно прежде всего критически взглянуть на его учителей.

Главным воспитателем Александра Павловича был швейцарец Фредерик Сезар Лагарп, которого нередко называли «ходячей и очень говорливой либеральной книжкой». Будучи в душе республиканцем, Лагарп старался уверить будущего императора в том, что разум человека могуч, государство появилось путем общественного договора, а поэтому рабство (иначе крепостное право называться не может) – это гнусность. Наверное, если бы он был учителем у детей какого-нибудь вельможи, то ему бы цены не было. Вся проблема в том, что Лагарп научил Александра I презирать действительность, а не планировать ее изменить.

Русскому языку и истории Александра Павловича учил Михаил Никитич Муравьев. Будучи писателем, Муравьев грешил тем, что нередко на уроках читал ученикам собственные произведения – о любви, о законе, о свободе, а также заставлял переводить на русский язык произведения Руссо, Гиббона и других. Это может показаться прекрасным, если не добавить к этому одну маленькую деталь: будущий император толком не выучил русский язык, что, конечно, говорит о его уважении к своему народу.

Надзор за поведением осуществлял Н.И. Салтыков, которого иначе как типичным «екатерининским» вельможей не назовешь. Он сам всю жизнь жил по принципу: «Делать, что говорит супруга, подписывать, что подает секретарь».

Александр I и его учителя.
Александр I и его учителя.

Конечно же, были и другие воспитатели и учителя, но эти трое – основные. Им удалось вырастить людей, которые не воспринимали действительность такой, какая она есть. Им было проще презирать ее, чем пытаться изменить.

Когда Александр I после смерти отца, которого убили заговорщики, станет императором, то время перемен так и не наступит. Кто-то винит в этом отношения с Францией, но в действительности отцеубийца вовсе не собирался ничего в России менять.

Презирать – да, он презирал все, что происходит, но перейти к каким-то решительным шагам – шагам, направленным на облегчение жизни народа, он не собирался. Он готов был предоставить людям свободу лишь до той поры, пока они по доброй воле делали то, что он желал.

Чему воспитатели научили блестяще Александра I, так это держать себя. Эту науку он освоил в совершенстве, но вот действовать решительно он так и не научился. Сразу стоит отметить, что победа над Наполеоном – это не его рук дело. Сам он бездарно проиграл битву при Аустерлице.

Зато на Венском конгрессе Александр блистал, показывая себя великим императором. Впрочем, созданный им тогда Священный союз особого значения не имел. Император-мечтатель хотел с помощью этого союза добиться сглаживания противоречий между христианскими церквями, ну и того, чтобы политические договоренности были заменены на договора «именем Христовым».

Само собой, подобная система ничего значить не могла, да и церкви сблизить не получилось. В отличие от православия, где императоры со времен Петра I запретили выбирать патриарха, в католическом мире оставался влиятельный папа. Сближение церквей в то время едва ли было возможным и осталось лишь в мечтах императора.