На фоне объявленной ВОЗ пандемии коронавируса более сем актуальной является тема страха, панических расстройств и фобий.
Давайте разберемся в точки зрения науки о мозге в том что же такое страх, как он возникает и можно ли на него влиять?
Что такое страх?
Страх- психоэмоциональное состояние, характеризующиеся переживанием чувства опасности или угрозы, регулирующее наше поведение в ситуациях реальной или предполагаемой опасности.
Страх является одним из типов такого состояния. Наряду со страхом, исходя из того, как мы реагируем на складывающиеся обстоятельства выделяются следующие: бесстрашие, спокойствие, тревога, волнения, ужас, паника и фобия. Иначе говоря, сталкиваясь с внешними обстоятельствами мы можем по-разному к ним относиться: как безразлично, очень спокойно, так и довольно эмоционально, иррационально, видя опасность в том где ее в принципе не может быть.
У всех этих типов реакций очень похожие механизмы развития. Какие, в чем их особенности и можно ли на них как-то повлиять? Давайте разберемся.
Зачем нам страх?
Страх как тип реакции на угрозы окружающего мира является одним из древнейших механизмов регулирующих поведение живых существ. Для человека страх является одной из базовых врожденных программ, позволяющей адаптироваться к миру и в нем выживать.
При столкновением с внешней реальной или потенциальной угрозой (боль, встреча с волком, темнота, неприятный человек и т.п.) наш мозг мгновенно оценивает риски и включает одну из возможных типов реакции на нее: оборону или нападение.
Если вы сталкиваетесь с ситуацией, угрожающей вашей жизни, например, вы услышали резкий звук и почувствовали боль в ушах или столкнулись лицом к лицу с волком, и ваш мозг, оценив ситуацию решает, что самое безопасное закрыть уши руками или убежать- вы это сделаете.
Если же после оценки ситуации, например, в комнате неожиданно погас свет или вы оказались в компании с неприятным человеком, окажется, что наиболее эффективным способом сохранить себя будет нападение (так называемый прием- идем в сторону страха), вы включите фонарик или попытаетесь заговорить с незнакомцем.
Однако и в одном, и в другом случае в вашем мозге запустятся идентичные процессы.
Механизм возникновение страха в мозге:
1. Все начинается с того, что ваши органы чувств фиксируют внешний сигнал об опасности (вы можете что-то увидеть, услышать и т.п.)
2. Отделы мозга, ответственные за распознавание этих сигналов идентифицируют их как важные и настораживающие.
Так, например, визуальный сигнал от глаз по зрительным нервам поступает в промежуточный мозг, из которого аксоны зрительно нерва расходятся в подкорковые и корковые зрительные центры: супрахиазменные ядра гипоталамуса (реакция на общее количество света, которое мы получаем), нейроны четырёххолмия среднего мозга (реакция на новые зрительные сигналы), латеральное коленчатое тело и подушка таламуса (матрица картинки, которую мы видим, контрастирование сигнала). Далее сигнал поступает в зрительную кору (затылочная доля) больших полушарий головного мозга (поточечное отображение картинки).
Звуковой сигнал поступает от рецепторов улитки на слуховые ядра, расположенные на границе продолговатого мозга и моста (сравнением сигнала от правого и левого уха для определения источника сигнала). Далее сигнал поступает в нейроны четырёххолмия среднего мозга (реакция на новые сигналы) и таламус (контрастирует сигнал). Далее информация поступает в слуховую кору (височная доля) больших полушарий (распознавание сложных слуховых образов).
3. Настораживающие сигналы поступают в центры страха и центры оборонительного поведения мозга- миндалину и гипоталамус.
Прежде всего, потенциально опасные сигналы поступают в миндалину, которая распознает врожденные опасности и, в целом, оценивает существующую степень угрозы для нашей жизни и дает сигнал гипоталамусу включать тип реакции на них.
В задней части гипоталамуса находятся нейроны, генерирующие реакции страха и агрессивного поведения. Здесь же находятся нейроны, оценивающие тип внешней угрозы и осуществляющие дополнительный контроль сигналов миндалины о том, как мы будем действовать- убегать от угрозы или нападать в случае опасности.Механизмы отвечающие за нашу реакцию на страх, запускаемые гипоталамусом, идентичны нашей реакции на любую стрессовую ситуацию. Подробнее об этом я писала тут. Кратко повторюсь.
Столкнувшись с опасностью, гипоталамус начинает вырабатывать либерины и статины – вещества, с одной стороны заставляющие наш организм реагировать на ситуацию, а с другой, стимулирующие гипофиз вырабатывать свои гормоны. Гипофиз, в свою очередь, синтезирует свои гормоны, выступающие регуляторами поведения, а с другой- дающие сигнал надпочечникам вырабатывать кортизол и адреналин – гормоны отвечающие за нашу поведенческую реакцию на складывающуюся ситуацию.
В зависимости от типа опасности, эти вещества будут вырабатываться в различных количествах и, соответственно, вызывать разные типы реакций на них.
Весь этот процесс контролируется миндалиной. Собственно, поэтому, специфика ее работы определяет то, как мы реагируем на пугающие ситуации, то, насколько агрессивно мы себя ведем, и то, насколько мы склонны впадать в панику.
При чем тут нейрохимия?
Однако, характер эмоциональной реакции на внешние обстоятельства зависит не только от строения мозга.
Разговор о страхе с точки зрения нейронауки был бы не полным без упоминания нейрохимии процесса- того, что происходит на уровне отдельных нейронов в ситуации, когда мы испытываем страх.
Помимо врожденного строения мозга и генетически заложенного типа работы миндалины, наша реакция на внешние обстоятельства зависит и от баланса возбуждающих и тормозящих нейромедиаторов- веществ, обеспечивающих проводимость электрических импульсов между нейронами.
Известно, что у людей, склонных к тревожности и страху, наблюдается недостаток гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК) — главного тормозящего нейромедиатора- вещества, отвечающего за блокировку проведения электрического импульса. Дисбаланс возбуждающих и тормозящих нейромедиаторов в сторону возбуждающих, приводит к нарушению эмоционального равновесия, тревожности, бессоннице, паническим атакам и фобиям.
Причин у такого дисбаланса может быть много. Мы можем с ним родиться, но гораздо чаще он возникает как реакция на наш образ жизни.
Так причинами переизбытка ГАМК в мозге могут стать:
- травматическое повреждения нейронов продуцирующих ГАМК, в том числе инсульты,
- долгое медикаментозное лечение,
- злоупотребление психоактивными веществами, алкоголем,
- депрессия и другие расстройства психического здоровья,
- шокирующие и травмирующие ситуации,
- продолжительный стресс, в том числе и постоянно, методично индуцируемые страхи в СМИ и соцмедиа.
Таким образом, с точки зрения нейрофизиологии, у каждого из нас есть врожденная физиологическая программа, обуславливающая нашу реакции на пугающие ситуации. Это программа важная и нужная, так как она определяет наше выживания.
На какие-то элементы этой программы мы не можем влиять (работа миндалины, гипоталамуса, механизмы восприятия и передачи сигнала в мозге генетически обусловлены). В то же время, наш образ жизни, приводящий к дисбалансу между возбуждающими и тормозящими нейромедиаторами может усугубить нашу реакцию на внешние обстоятельства и привести к повышению уровня тревожности, возникновению панических атак и фобий.
Что же делать, для того, чтобы не поддаваться панике?
1. Вести здоровый образ жизни, правильно питаться, соблюдать баланс сна, физической и интеллектуальной активности.
Это позволит сохранить здоровье и активность мозга.
2. Не читать «советских» газет в период массовых истерий (сюда относятся все СМИ и соцсети).
Зачастую СМИ транслируют информацию, которая зацикливает нас на проблеме, не позволяя найти конструктивный выход, что является мощным источником стресса для мозга.
3. Рационально анализировать ситуацию, искать объяснения всем появляющимся фактам.
Как правило, когда мозг понимает, что происходит, он не паникует
4. Переключать внимание с пугающей ситуации на понятную, фиксируясь, прежде всего на текущем моменте.
Помните, как в «Дне радио»: мы не можем найти лайнер, значит будем искать пуговицу.
5. Улыбайтесь и развивайте свое чувство юмора.
Иногда лучший способ справиться со страшным- сделать его смешным.