Найти в Дзене

Роман в системе жанров литературы соцреализма. Часть 1

https://cdn.pixabay.com/photo/2016/11/21/14/12/books-1845614_960_720.jpg
https://cdn.pixabay.com/photo/2016/11/21/14/12/books-1845614_960_720.jpg

Роман занимает главенствующую роль в литературе соцреализма. Удерживать свое ведущее положение роману позволили те качества, которые увидел когда-то Белинский:

« ... Форма и условия романа удобнее для поэтического представления человека, рассматриваемого в отношении к общественной жизни».

В то же время роман - это жанр, в котором особенно ощутимо дают себя знать перемены литературного климата, связанные с изменениями общественной действительности. Новые настроения и искания в литературе. Новые приметы романического жанра в социалистических странах были порождены насущной задачей литературы - осмыслить действительность развивающегося советского общества.

Естественно, в каждой литературе эта задача решается по-своему, особенности национальной истории и национального характера, неповторимо самобытные приметы прошлого и настоящего накладывают свой отпечаток на облик романа. Немалую роль играют и национальные жанровые традиции. Так, в немецкой литературе отчетливо давали себя знать традиции воспитательного романа, в творчестве романистов Польши ощутимо воздействие польского психологического реализма XIX - начала ХХ века. В чешском романе в самые последние годы воскресли традиции бытовой сельской прозы с присущим ей юмором и яркостью жанровых зарисовок.

Но как ни существенно национальное своеобразие каждой литературы, в них отчетливо проявляются сходные процессы, в частности в области романа.

Романисты эпохи соцреализма стремились глубже постигнуть законы жизни человека в бурно изменяющемся обществе, откликнуться на множество вновь возникающих идеологических и этических вопросов, в том числе и на те, которые были поставлены на повестку дня.

Все эти сферы жизненной практики и философской мысли, сближающие страны бывшего Советского Союза, естественно, обусловливают ту общность романной проблематики, которая уже отмечалась в нашем литературоведении.

Однако новые тенденции проявлялись не только в тематике - они затрагивали и художественную структуру романа в целом, привели к определенным жанровым сдвигам и даже позволяли говорить о некоторой типологической близости вновь возникающих жанровых разновидностей, начинающих играть заметную роль в художественных поисках советской литературы.

https://cdn.pixabay.com/photo/2015/11/19/21/10/knowledge-1052010_960_720.jpg
https://cdn.pixabay.com/photo/2015/11/19/21/10/knowledge-1052010_960_720.jpg

Послевоенные годы

Для первых послевоенных десяти или, точнее, пятнадцати лет чрезвычайно характерен следующий факт: многие лучшие достижения в литературах европейских стран, пошедших по социалистическому пути, связаны с развитием многопланового романа-эпопеи, в котором прослеживался путь наций от конца первой до конца второй мировой войны. Такие романы, как «Мертвые остаются молодыми» А. Зегерс, трилогия М. Пуймановой, «Табак» Д. Димова, вошли в золотой фонд классики соцреализма. Они имели сходные жанровые черты, сближающие их в типологическом смысле с советскими романами-эпопеями, прежде всего с «Тихим Доном» М. Шолохова и «Хождением по мукам» А. Толстого, которые справедливо относятся к литературному канону. Характерно, что именно романы - эпопеи, отразившие с таким колоссальным размахом и с такой глубиной великие исторические сдвиги, почти совершенно отсутствуют в западной литературе критического реализма.