Педиатр Татьяна Сергиенко рассказывает о том, как помочь ребенку справиться с заболеванием.
Как маме лучше всего помочь ребенку?
Мамина помощь очень нужна для ребенка. Вопрос — какая? Важно понимать, что происходит с ребенком, в каком направлении развивается заболевание и помогает ли он уже себе сам.
Когда вы начинаете думать про ротавирус? Если сталкиваетесь с рвотой у ребёнка или жидким стулом, или всем сразу, и часто при этом — с повышенной температурой.
Эти симптомы говорят о том, что организм главную помощь уже оказывает себе сам, активно выводя вирусы вместе с их токсинами наружу, что соответствует правильному направлению развития симптомов. Это не обязательно ротавирус, множество энтеровирусов (а их насчитывают больше 300 видов) могут давать схожую клиническую картину, в Европе это называют «гастро», и стратегия лечения этого синдрома не зависит от названия вируса, его вызвавшего.
Вирусы, как правило, попадают через рот с пищей, руками, а также и воздушно-капельным путем.
Когда человек/ребенок начинает из себя что-то выбрасывать, выводить наружу — это начало пути к выздоровлению, у организма свои собственные защитные механизмы отработаны эволюционно, и они срабатывают независимо от помощи извне. Мамина первая помощь заключается в том, чтобы не добавлять ребёнку напряжения своим страхом, эмоционально не преувеличивать вредоносность рвоты или жидкого стула — рвота и так процесс неприятный, доставляющий ощущение дискомфорта ребенку. И основная мамина помощь в том, чтобы отнестись к ней как к совершенно правильной защитной реакции организма на вирус и дать это понять и почувствовать ребёнку.
Создайте ему комфортные условия — устройте ему легкий тазик, мисочку, чтобы не бегать всякий раз к унитазу, рядом положите салфетки, поставьте воду для полоскания рта ребёнку постарше. На первых этапах (в течение часа — двух) рвота может быть очень частой, после неё предлагайте глоток-два воды, можно чуть подкисленной, к примеру, лимоном или облепихой, чтобы уменьшить неприятные вкусовые ощущения во рту. Чаще всего ребенок не отвергает такие предложения, а если категорически не хочет — не настаивайте.
Может ли вода в первые часы спровоцировать еще большую рвоту? Нужно ли заставлять ребенка пить?
Заставлять — само слово уже предполагает категоричное отрицание предлагаемого со стороны ребёнка. Конечно, заставлять не нужно, лучше мягко уговаривайте, предлагайте на выбор из чего-то — это облегчит путь к выздоровлению. Но в первые часы рвота бывает так часто, что именно пить ребенок не успевает, может только сделать глоток-два. Не нужно сейчас маме волноваться, жидкость успевает выйти только из просвета желудочно-кишечного тракта, а не из кровеносного русла, из-за чего может насупить обезвоживание, поэтому первые час-два питье не настолько актуально, как дальше.
А когда рвота начнет потихонечку спадать, тогда и появляются интервалы для питья. Во время подобного рода вирусных заболеваний САМОЕ важное и единственно необходимое — вернуть в организм потерянный объём жидкости.
Нужно внимательно следить за тем, чтобы не наступало обезвоживание. Что это значит? Когда в достаточно короткий промежуток времени организм потерял с рвотой и/или жидким стулом некоторый объем жидкости, ее необходимо вернуть. Причем именно в том объёме, который организм потерял. Обезвоживание происходит, когда потерял литр, а «восполнили» стаканом — мало, равновесие не восстановили!
Чем больше потеря жидкости, тем больше выпаиваем в ближайшие часы — не завтра! Но не заставляя, уговорами, мягко. Что пить — не важно, главное пить приблизительно равный потерям объём жидкости.
Как правило, ребенок идет на поправку довольно быстро. Совсем мало детей тяжелеют, и возможно, всё-таки из-за несоответствия требующейся и вводимой жидкости. Но тяжелеет ребенок — это не кратность позывов на горшок, не объем содержимого горшка, не частота рвоты или высота температуры… Тяжелое состояние — это общая вялость, безразличие, ничего не хочет и день-два не прослеживается положительной динамики. Вот тут надо вызвать педиатра и разбираться в ситуации, но продолжать поддерживать водный баланс обязательно.
А чем поить?
Для этого подойдет любая индифферентная жидкость. Существует прекрасная альтернатива регидрону. Допустим, компот из сухофруктов. Изюм и курага очень богаты калием, можно в жидкую кашку добавлять или просто есть, или отвар делать и пить. А также подойдет морковный отвар. Предлагайте ребенку и учитывайте его предпочтение, и будет вам счастье! Не будет необходимости заставлять его и принуждать, что само по себе может вызывать у ребенка рвоту! Компоты, супы, вода — пусть он готов на небольшие порции, на которые соглашается. Значит, предлагаем по чуть-чуть, но чаще. Подкислять воду лимоном хорошо во время рвоты, т. к. кислое при рвоте воспринимается легче.
А пищевой режим, есть какие-то рекомендации? С чего начинать?
Стоит прислушиваться к желаниям ребенка, если он согласиться на рисовую кашу или отвар — прекрасно. Но если он ничего из предлагаемого не хочет, и настаивает на желанном любимом яблоке или молочной каше, не нужно сопротивляться, и бояться, что молоко усилит брожение и стул будет выглядеть неправильно. Надо дать ребенку желаемую гречку с молоком, пусть он поест, ведь пища — это энергия, хорошее настроение, а это ускоряет выздоровление. Брожение ничего принципиально не изменит, ну будет стул не образцово-показательный. А вы просто не смотрите в горшок, или издалека, не разглядывая:).
Даже если он хочет виноград и больше ничего на свете, ну дайте ему этот виноград, даже если и произойдёт рвота через полчаса — ничего страшного, зато у ребёнка будет ощущение — «я человек, со мной считаются, дали мне, что я просил!» — Вот вам и настроение, голодный ребёнок даже и здоровый капризничает, а тут организм требует энергетической поддержки, так что пусть ест, и будет ему все на здоровье!
Здоровья вам и вашим деткам!
Если чувствуете, что вам нужна информация, чтобы быть спокойной всякий раз, когда малыш захворал — обратите внимание на книгу доктора Гонсалеса «Беседы с педиатром» .
Она построена в виде вопросов-ответов (их порядка 200), затрагивает все темы и поможет сохранять спокойствие и рассудительность! А это уже половина дела.