После того как участники ОПЕК+ в прошлый четверг не удалось договориться о продлении действующего соглашения об ограничении добычи, мировая экономика оказалась перед угрозой нового шока - на этот раз в виде ценовой войны на рынке нефти, которую, судя по всему, готовы начать Россия и Саудовская Аравия. Относительно начала этого года, 70 долларов за бочку нефти, котировки упали на 45% до 36. Минимум цен на нефть последних лет был зафиксирован в 2016 году и составил 27 долларов за барраль, исторический минимум в 9,55 доллара был достигнут в 1988 году. Согласно прогнозам средняя цена нефти во врором и третьем кварталах текущего года составит 30 долларов.
Рынки акций
Падающие цены на нефть потянули за собой и рынки акций. Для американского рынка предыдущие два дня были с декабря 2008 года худшими. Индекс S&P 500 уже снизился на 15% с начала года, а в случае более широкого Russell 2000 снижение составляет 23%. Европейские рынки акций потеряли 20% и уже находятся в зоне медвежьего рынка.
Шок коронавируса и цен на нефть.
Сочетание шока нефтяных цен и шока коронавируса практически гарантируют наступление глобальной рецессии в этом году рост мировой экономики менее чем на 2% в определении МВФ. Мировая экономика еще до всех последних событий находилась в нисходящей фазе цикла. В Японии и еврозоне рецессия уже практически наступила, а экономику Китая, судя по всему, ждет просадка, учитывая сокращение производства внутри страны и нарушение цепочек поставок.
Снижение ставки
Экстренное снижение ключевой ставки Федрезервом на 50 бп. на прошлой неделе может не привести к немедленному росту в динамике экономической активности в США. Снижение процентных ставок может оказаться контрпродуктивным, если люди и компании начнут откладывать покупки и инвестиции в ожидание еще более низких ставок. Для получения банкам прибыли требуется более высокий наклон кривой доходности. В противном случае у банков нет мотивации наращивать свой баланс и объемы кредитования. А отсутствие роста кредитования означает отсутствие экономического роста.
Снижение ставок по федеральным фондам на прошлой неделе прежде всего имело целью урегулировать ситуацию с фондированием, и это было правильным шагом. Вчерашнее решение ФРБ Нью-Йорка увеличить вливание на рынок репо лишь подтверждает наличие проблем с ликвидностью. Вполне вероятно, что центробанк США продолжит наращивать объемы ликвидности, предоставляемый через инструмент репо, а также введет операции репо постоянно действовать. Другим вариантом может быть официальное начало очередного этапа количественного смягчения. В этом случае баланс ФРС, составляющий на данный момент 4,2 трлн долл. , может вырасти вдвое и тогда будет соответствовать примерно 40% ВВП США.