Рекомендации с предыдущих мест работы – еще одна странная вещь, которую мы переняли у западных коллег. Привычнее нашему уху слово «характеристика». С заполнением этой бумаги мы хотя бы сталкивались. А вот с неведомыми рекомендациями мало что понятно. Давайте разбираться что это, зачем и нужно ли вообще.
Вопрос: «Кто может дать Вам рекомендации?» на собеседованиях звучит частенько. При ответе на него соискатели предоставляют заранее заготовленные номера телефонов, ФИО и должности бывших коллег, с которыми уже давно заранее договорились о том, что те распишут во всех красках какой молодец и умница был наш кандидат. Некоторые соискатели указывают эти данные сразу в своем резюме (благо, автоматизированные формы работных сайтов это позволяют).
Теперь же новая тенденция: работодатели просят от соискателей письменные рекомендации с предыдущих мест работы, подписанные руководителем организации. Полнейшая невидаль для нашего рынка труда. Сотрудники кадровых служб рвут на себе волосы, пытаясь понять как это составить и как объяснить руководителю, зачем ему нужно это подписывать.
Рекомендательное письмо – это та же привычная нам характеристика на сотрудника, составленная на официальном бланке организации. В ней перечисляются все основные регалии и достижения сотрудника. С формальной точки зрения такое письмо должно заменить необходимость проверки сотрудника путем звонков его бывшим работодателям. На практике все получается совсем иначе, т.к. такие письма сотрудники составляют самостоятельно и приносят на подпись руководителю. Ни о какой личностной сторонней оценке сотрудника речи не идет.
Но не все работодатели готовы подписывать рекомендательные письма своим сотрудникам как настоящим, так и бывшим. Во-первых, никто не может обязать их этого сделать. Законом такой документ не предусмотрен. Соответственно, это право, а не обязанность работодателя. Во-вторых, известны случаи, когда такие рекомендательные письма сыграли злую шутку с работодателями, т.к., подписанные руководителем, скрепленные печатью организации, они становились доказательствами в трудовых спорах между сотрудником и работодателем. И часто не в пользу последнего.
Так для чего все-таки нужны рекомендательные письма? Откровенно говоря, они не нужны вовсе. Начитавшись зарубежных статей, карьерные консультанты советуют соискателям складывать рекомендательные письма в специальную папочку и приносить с собой на собеседования, чтобы, предъявив их потенциальному руководителю, окончательно склонить чашу весов в свою пользу.
На практике это выглядит глупо и смешно. Чаще всего реакция на представленную папочку крайне негативная и следом всплывает вопрос: «Рекомендации Вы умеете собирать хорошо. А работать умеете?». Не верят наши руководители в то, что сотруднику действительно по доброй воле и собственной инициативе предыдущий работодатель выдал такое письмо и с легким сердцем подписал заявление об увольнении. Либо не знали как избавиться от такого «счастья», что даже письма написали с легко читаемым между строк: «Заберите его от нас!». Либо же кандидат написал это письмо сам, чтобы пускать пыль в глаза будущим вероятным работодателям, потому что ничего более весомого в пользу своей кандидатуры он предоставить не может.
Так что, рекомендательные письма пока для нашего рынка труда глупость и диковинка. Если от кандидата их не требуют, то лучше их и не предоставлять. Лучшие рекомендации – это опыт работы и профессиональные компетенции.
А Вас когда-нибудь просили предоставить рекомендательные письма?