Найти тему

Как написать заявку на репетиторский сайт

Пару дней назад читателям журнала мы предложили сыграть в игру на составление текста заявки для репетиторского сайта. Всем спасибо за участие. Самих вариантов получилось не так много, однако этого достаточно, чтобы рассмотреть общие ошибки и понять, как можно было бы улучшить ваши тексты.

*********

О чём нужно всегда знать до написания подобного рода текстов? О двух вещах: контексте и читателе. Если понятны эти составляющие, то написать любой текст не так сложно. Все остальные детали будут следовать из них.

Планировалось, что текст вашей заявки будет читать профессионал с сайта репетиторов. И далеко не один. Поэтому вам важно было держать фокус на том, к кому вы обращаетесь за помощью. То есть указанную заявку нужно было составить так, чтобы она была максимально понятна для читающего и содержала максимум необходимой информации.

Что планирует узнать из такой заявки репетитор? Обычно ему интересно несколько вещей: цель занятий, текущий уровень, готовность ученика заниматься и другие более предметные вопросы (стоимость за час, место и время проведения занятий, их частота и пр.).

С предметными вопросами всё просто. На специализированных сайтах их чаще всего заполняют в отдельных полях. Однако, в условиях нашей игры было сказано, что преподаватель увидит только то, что вами написано. Поэтому нужно было указывать и такие приземлённые вещи, как ориентировочная стоимость за час. В итоге такой важной информации не указал никто. Возможно, авторы просто постеснялись это написать. Или невнимательно прочли условие. Про время и место занятий также написал лишь один человек. Хотя если вы хотите, чтобы репетитор приезжал к вам домой, это очень важная информация. Если же вы готовы заниматься вне дома или онлайн, то следовало бы указать это в заявке.

Дальше про цель занятий. С этим пунктом все более или менее справились. Желательно было точнее указать, на какую оценку или какие баллы вы будет ориентироваться при подготовке. Не точную цифру, а хотя бы минимальный порог.

Наибольшие трудности вызвал вопрос описания текущего уровня знаний. Многие из вас правильно догадались, что нужно как-то указывать его в заявке. Однако, описать реалистично свой уровень в чём-либо — это всегда очень сложно. Исходная фраза девушки “Я совсем не знаю математики” или другие качественные оценки не подойдут, т.к. полностью не информативны. Были варианты указать, с какого класса вы перестали понимать предмет. Но здесь всегда есть элемент лукавства — скорее всего проблемы начались гораздо раньше и про них стыдно честно сказать. Приемлемо было указать, какие конкретно темы вызывают наибольшие трудности: “Не умею решать квадратные уравнения”, “не понимаю доказательства теорем”, “путаю сложение и умножение дробей”. Однако, мы снова упираемся в проблему диагностики, т.к. самостоятельно её провести довольно трудно, хотя и возможно. Например, часто возникают случаи, когда ученик вроде бы знает таблицу умножения, но разделить 560 на 7 не может. Или очень медленно делит столбиком из-за того же неумения умножать однозначные числа.

Лучший способ указать свой уровень — это взять какой-нибудь ВПР или несколько контрольных работ, решить их и дать в заявке ссылку на задания и сканы решения. Это был бы идеальный способ показать свой уровень. Для ОГЭ/ЕГЭ можно даже взять нашу диагностику. Но такие сознательные ученики бывают относительно редко.

Многие из вас также догадались, что нужно как-то заявить о серьёзности своих намерений. В этом вопросе грубых ошибок почти никто не делал и не писал так, как девушка из нашего разбора. Напомню, что её слова “обещаю, что буду стараться” очень плохи для заявки и скорее означают неготовность к работе. Фразы вроде “намерен серьёзно работать на наших с Вами занятиях” и “готов много заниматься” в целом получше. Вторая даже интереснее, т.к. короче и яснее. Ещё хорошо бы указать, сколько времени вы готовы уделять этим дополнительным занятиям. Только лучше писать конкретные числа (например, “готов выделить 10 часов в неделю”), чем написать пустое (“буду посвящать математике всё свободное время”). Второе и вовсе будет неправдой.

Были и странные формулировки, вроде “с вами я буду делать домашнее задание”. Во-первых, эта фраза звучит двояко. Можно подумать, что вы нанимаете репетитора только для выполнения школьного ДЗ. А во-вторых, такая фраза подразумевает, что для ученика это настоящий подвиг и что преподаватель должен гордиться оказанной ему честью. Хотя выполненное домашнее — это всего лишь инструмент обучения, ключевой для настоящей работы. Часто без его выполнения с вами никто даже разговаривать не будет. То есть подобная формулировка звучит как-то по-детски наивно.

Ещё в некоторых заявках была следующая ошибка: много воды или витиеватых формулировок. Это всё-таки не школьное сочинение “Как я провёл лето”, где можно писать много, чтобы количеством слов и эффектными прилагательными как-то поразить учителя. Это деловое сообщение. Поэтому всё должно быть ёмко, т.е. коротко и исчерпывающе. Проще говоря, вам нужно писать строго по делу. Профессиональные репетиторы не будут вчитываться в огромные сообщения, даже если они талантливо написаны. Никому не интересны ваша любовь/нелюбовь к математике, ваши чувства при написании заявки и прочее, что не относится непосредственно к планируемым занятиям.

*********

Наконец, ещё одно замечание про контекст. В ситуации, когда вы сами пишете заявку на сайт, у вас есть карт-бланш. Так как обычно там пишут родители, ваше сообщение будет выделяться на фоне остальных в положительную сторону. Сам факт написания показывает, что скорее всего у вас есть хоть какой-то мотив заниматься. И если в самой заявке вы не пишите откровенную дичь, то любой просто составленный текст пойдёт вам в плюс.