Специалисты рассматривают малый бизнес как эффективный инструмент развития рынка. Чем больше специалистов вовлечены в предпринимательство, тем лучше задействованы ресурсы общества и интенсивнее его развитие.
Малый бизнес и предпринимательство
Сегодня бизнес, и особенно самая динамичная его часть – малый бизнес, специалисты рассматривают как эффективный инструмент для развития рынка и форму экономической активности людей.
Ведь чем больше работников, способных и умелых, вовлечены в предпринимательство, тем лучше задействуются все ресурсы общества, идет интенсивное хозразвитие.
Понятие «бизнес» ученые-экономисты рассматривают следующим образом. Отечественные и зарубежные исследователи рыночной экономики, бизнес рассматривается как подвид в экономической деятельности – это свободное ведение хозяйствования, которое осуществляют частные лица, предприятия или организации с целью получения прибыли.
Понятие «бизнес» (от англ. дело) современные экономические словари трактует так: это форма экономической ответственности субъекта хозяйствования, которая направлена на достижение значительных результатов в экономике, главным из которых является получение прибыли. Бизнес, таким образом, разделяют на:
- в зависимости от сфер деятельности: промышленный, торговый, фондовый,
- от величины хозоборота и прибыли: малый, средний, а также крупный бизнес
Так же бизнес понимают его как инициативную, самостоятельную, экономическую деятельность, которая осуществляется за счет собственных и позаимствованных средств, исходя из своих рисков и под свою имущественную ответственность, которая видит своими главными целями – получить прибыль и развивать собственное дело, а также это продажа товаров, работ, услуг.
Также под бизнесом и под малым бизнесом понимают предприятие, фирму или совокупность предприятий, которые приносят деньги по определенным видам деятельности. Как правило, это экономически независимые малые и средние предприятия, ориентированные на рынок, которые формируют структуру и объем своего производства при спросе на товары и услуги.
Под бизнесом понимают сделки, торговые операции, а также профессию и род занятий человека. То есть, как видно из определений, понимание бизнеса очень широкое – от экономической деятельности до малых предприятий и профессии.
Есть еще и такая трактовка бизнеса, которая встречается у многих авторов, где он приравнивается к предпринимательству. Например, исследователь А.В. Злоказов под предпринимательством понимает «некую деятельность человека, который обладает особыми психологическими свойствами и который сам объединяет факты производства, чтобы создавать и расширять новый продукт.
Бизнес – это и производственный процесс или более совершенная организация дела. Это деятельность связана с риском, неопределенностью и осуществляется она для того, чтобы получить выгодный результат в работе в рамках принятых законов, норм, традиций общества. По мнению другого исследователя, С. А. Иванова, под предпринимательством нужно понимать социальные и экономические явления, в основе которых – экономическая и независимая деятельность, которая осуществляется физическими или юридическими лицами, чтобы получать доход и объединять разного рода ресурсы для производства товаров, работ или услуг и реализовывать их на конкурентном рынке.
С точки зрения инноваций предпринимательство считается также особой новой формой воспроизводства, которая в разные периоды экономического развития может являться главенствующей, что и обеспечивает всему воспроизводству нужную динамику.
Нужно отметить, что малое предпринимательство – это предпринимательство, которое осуществляют субъекты, которые таковыми признаны по законодательству. Но нужно понимать, что владелец бизнеса или собственник малой фирмы, который имеет свое дело и управляет им – это всегда предприниматель, но в таком случае не все предпринимательство – это именно малый бизнес.
Таким образом, отличие «предпринимательства» и «бизнеса» в том, что первое указывает на хоздеятельность в рамках существующего закона. Термин “малый бизнес” вначале получил широкое распространение в англоязычных странах. В европейских странах, Японии, Америке, следует отметить, в ходу термины «мелкое предприятие», «среднее предприятие».
Подход к распределению предприятия по размеру различен в разных странах, изменяться по направлениям производства. Так, по определению в США, малой считается фирма, с одним или нескольким владельцами, с числом занятых не более полутысячи человек. В Германии предприятия классифицируются по такому же принципу. В Японии к малому бизнесу относятся компании, где трудится не более 300 работников.
Критерий «количество работников» определяющий, так как отвечает основным требованиям:
- инфляционная устойчивость – практически нет влияния колебаний покупательской способности валюты;
- прозрачность – легко определяется и понимается;
- сопоставимость – он позволяет делать надежные сравнения размера предприятий в отрасли;
- доступность – данные легко получить.
Таким образом, под малым предприятием понимают предприятие любой формы собственности, которое характеризуется ограниченным числом работников. Такое предприятие занимает небольшой сегмент в объеме общей деятельности по стране и региону. К малым предприятиям относят кроме производственных, также коммерческие фирмы, многие предприятия розничной торговли и сферы услуг.
Можно сделать выводы, что практически все исследовали и сами бизнесмены практически одинаково понимают, что есть бизнес. Так, в малый бизнес входит понимание малого предпринимательства, предприятий и непосредственно предприниматель. Поэтому «малый бизнес» и «малое предпринимательство» обозначают одно и то же.
Исходя из этого, можно сказать, что под малым бизнесом понимают дело; это любой вид деятельности в небольших организациях, который приносит деньги или вообще любые выгоды в результате торговли, коммерческих сделок, оказания услуг или посредничество за счет средств (они имеются у предпринимателя или он их занимает), учитывая риск и ответственность, моральную и материальную. А главные его цели – получение прибыли и развитие собственного дела.