Найти тему
ГалопомПоЕвропам

Италия, ciao! ЛУККА: легенды и были старого города

Оглавление

В Лукке действует странный закон притяжения: только что шли вместе с оживлённой жизнерадостной толпой, сворачивая по пути то в один магазин, то в другой, но стоило чуть изменить траекторию – и всё, магнит, притягивающий людей, утратил силу: улицы тихи, пустынны, сумрачны.

-2

В просвете между домами видна башня Гуиниджи – визитная карточка Лукки. Как и в Сан-Джиминьяно, в Лукке знатные и влиятельные семейства пристраивали к своим домам башни. Чем выше башня, тем сильнее род и значительнее его статус.

Так и могущественное семейство Гуиниджи, не имевшее аристократических корней, но преуспевшее на поприще коммерции, в конце XIV века построили дворец и примыкающую к нему мощную и высокую башню – Torre Guinigi.

Улицы Лукки.  За домами видна башня Гуиниджи (Torre Guinigi) с дубовой рощицей, выросшей на её плоской вершине
Улицы Лукки. За домами видна башня Гуиниджи (Torre Guinigi) с дубовой рощицей, выросшей на её плоской вершине

Самые известные представители этой фамилии – Франческо Гуиниджи, непререкаемый глава рода и хранитель казны папы Грегорио XI, и Паоло Гуиниджи, младший из оставшихся в живых семерых сыновей Франческо. Паоло Гуиниджи стал синьором Лукки в 1400-м году и правил городом в течение последующих 30-ти лет.

Паоло Гуиниджи вторым браком был женат на Иларии дель Карретто, дочери маркграфа. Илария родила супругу двоих детей – сына Ладислао и дочь Иларию-младшую, и умерла в результате вторых родов в возрасте 26-ти лет.

После её смерти безутешный Паоло заказал талантливому скульптору эпохи Возрождения Якопо делла Кверча, одному из моих любимейших, мраморный саркофаг.

Якопо делла Кверча. Мраморное надгробие Иларии дель Карретто. Собор Сан-Мартино, Лукка
Якопо делла Кверча. Мраморное надгробие Иларии дель Карретто. Собор Сан-Мартино, Лукка

Саркофаг изображает юную и прекрасную Иларию лежащей в платье, струящемся мягкими складками. Её спокойное и умиротворённое лицо обрамлено волнистыми волосами, убранными под головной убор, перевязанный лентами. В ногах Иларии лежит собачка, символ супружеской верности, и охраняет её вечный сон.

Время правления Паоло Гуиниджи было временем тирании, и жители Лукки ненавидели его.

Якопо делла Кверча. Надгробие Иларии дель Карретто, фрагмент
Якопо делла Кверча. Надгробие Иларии дель Карретто, фрагмент

Во время восстания горожан они ворвались в собор Сан-Мартино с намерением разгромить капеллу проклинаемого правителя, но надгробие его горячо любимой жены Иларии не решились разбить, потрясённые его красотой.

Я до сих пор сожалею, что не увидела это изумительное изваяние, по-прежнему находящееся в соборе Сан-Мартино. Но силу и величие, исходящее от прекрасной скульптуры и передающее хрупкость прервавшейся юной жизни и необратимость безжалостной смерти я ощутила даже глядя на фотографии божественного творения Якопо делла Кверча.

Лукка. Chiesa di San Michele in Foro, фрагмент фасада
Лукка. Chiesa di San Michele in Foro, фрагмент фасада

Что же касается башни Гуиниджи, то сейчас на её вершине растёт дубовая рощица и расположена смотровая площадка. Последний представитель рода завещал башню и дворец городу.

Четыре основные улицы – via Cenami, via Fillungo, via San Paolino и via Santa Croce делят Лукку на четыре части. Неподалёку от места их пересечения находится четырёхугольная площадь – Сан-Микеле (Piazza San Michele), доминантой которой является церковь Сан-Микеле-ин-Форо (Chiesa di San Michele in Foro), то есть расположенная «на форуме».

Piazza San Michele, церковь Сан-Микеле-ин-Форо
Piazza San Michele, церковь Сан-Микеле-ин-Форо

Эта римско-католическая церковь действительно была построена на месте римского форума в VIII веке, затем подверглась перестройкам, которые начались в XI веке по воле папы Александра II и закончились только в XIV веке.

-8

Интересно, что колокольня, изначально более высокая, была укорочена по приказу Джованни дель Аньелло, дожа Пизы, потому что звуки колокола доносились до Пизы и, по его мнению, являлись знаком превосходства над городом, которым он правил.

-9

Сан-Микеле-ин-Форо, так же, как и Кафедральный собор в честь Вознесения Пресвятой Девы Марии в Сиене, имеет форму латинского креста.

Они и внешне похожи, эти два беломраморных собора – словно корабли с надутыми ветром парусами они парят над городом, над земным притяжением.

-10

И в то же время они разные. Сиенский Дуомо воплощает девичий образ – он лёгкий, как покрытая кружевной накидкой фигура хрупкой девушки; в более лаконичных линиях Сан-Микеле-ин-Форо, несмотря на ажурную резьбу, изобилие мраморной вязи над галереями лоджий, присутствует мужское начало.

-11

Особенно выразительно оно воплощено в четырёхметровой фигуре Святого Михаила Архангела с крестом в одной руке и копьём наперевес в другой.

Скульптура изображает момент повержения дракона. Лик Михаила Архангела суров и непреклонен, а трубящие ангелы по обе его стороны подчёркивают выразительность победы добра над злом.

-12

Крылья Михаила Архангела выполнены из металлической фольги, и лучи солнца многократно отражаются в них, рассыпая мириады сияющих искр.

Легенда гласит, что в древние времена в фигуру статуи был инкрустирован изумруд, и при определённом освещении можно увидеть мерцание зелёного света, исходящее от статуи.

-13

Свидетельства о том, что люди видели фантомное сверкание драгоценности, исходят в основном от пожилых жителей города. Так или иначе, изумруд не был найден и никем не доказано, что он действительно существует.

Когда-то церковь имела окна. Теперь окна заложены, и о них напоминают только «глухие» арки.

-14

На углу фасада справа Дева Мария с Младенцем кротко наклонила голову, озарённая светоносными лучами. Мадонна работы скульптора Маттео Чивитали ознаменовала избавление города от эпидемии чумы 1476 года.

Маттео Чивитали. Богоматерь с Младенцем. Церковь Сан-Микеле-ин-Форо
Маттео Чивитали. Богоматерь с Младенцем. Церковь Сан-Микеле-ин-Форо

Рассказывая о вилле Олива в Лукке и её архитекторе Маттео Чивитали, я обещала показать ещё одно здание, спроектированное им. Это Палаццо Преторио (Palazzo Pretorio di Lucca).

Строительство Преторианского дворца, имеющего и второе название – палаццо Подеста, было начато Маттео Чивитали в конце XV века, а закончено уже его сыном. В Палаццо Преторио в средние века располагалась городская администрация, затем дворец был резиденцией мэра, а кроме того, в здании размещался городской суд.

Палаццо Преторио, или палаццо Подеста
Палаццо Преторио, или палаццо Подеста

Палаццо выстроен из серого песчаника, называемого пьетра серена, украшен аркадой, окнами-бифорами и изящными часами.

Под арками когда-то шла бойкая торговля, а сейчас там установлена статуя творца и создателя прекрасных зданий и скульптур – уроженца Лукки Маттео Чивитали.

Преторианский дворец находится на Piazza San Michele.

Лукка похожа на скромную девушку, чьё очарование и озорной характер отражаются в её искрящихся смехом глазах.

-17

Город позволит проникнуться и атмосферой средневековья, и радостным беззаботным настроением отдыха и приключений, и тихой аурой вечерней спокойной романтики.

Я помню его сумрачные улицы, наполненные гомоном и смехом, свет ярких витрин, величавость соборов, элегантность вилл.

Я по нему скучаю. И кто знает - может быть, я вернусь.

-18
-19

Ещё по теме:

📌"Италия, mi amor. ВЕРОНА: несовершенное совершенство"

📌"Италия, mi amor. ПИЗА: если звёзды падают, значит, это кому-нибудь нужно?"

Ранее:

📌"Италия, ciao! В огороде бузина, а в ЛУККЕ виллы"

📌"ПАРИЖ: всё могут короли!"

Далее:

🕍"Чехия. Замок Карлштейн: король Карл IV и его IV жены"

©ГалопомПоЕвропам

До встречи!