Найти в Дзене
ГалопомПоЕвропам

Италия, amore mio. ПИЗА: если звёзды падают, значит, это кому-нибудь нужно?

Оглавление

Пиза. Пьяцца деи Мираколи
Пиза. Пьяцца деи Мираколи

Есть города, которые стали заложниками своей известности. Причём заложниками одной достопримечательности: как Париж и Нотр Дам, Флоренция и Дуомо, Прага и Карлов мост.

Та же печальная участь постигла Пизу. Если спросить кого-нибудь «Что ты знаешь о Пизе?» в 90% случаев ответ будет: «О, там Пизанская башня. Она падает».

Спору нет, башня там действительно есть, и она по-прежнему кренится, будьте спокойны.

-2

Но это не вся Пиза. Это только малая часть того прекрасного, глубокого, богатого историей, что можно и нужно увидеть там.

Поэтому сегодня моя задача – восстановить репутацию Пизы. Чтобы в следующий раз на вопрос о ней было что ответить, и чтобы в самом городе едва хватило времени посмотреть всё что запланировано, а снимков было много и они конкурировали друг с другом по красоте и оригинальности, затмив или вообще исключив коронную «я держу Пизанскую башню на ладони, а она, черт её подери, падает».

-3

Я уже привыкла к тому, что в Италии всё компактно. Ну как «всё»… Если, например, это порция пиццы или лазанья, то она вполне себе может быть и безбрежной, как океан. И это даже хорошо, в этом вопросе я с итальянцами солидарна.

А если площадь – то у них площадь как у нас площадка на этаже жилого дома. Ну, и там обязательно кто-нибудь стоит. В смысле статуя. Король на коне, или Давид без коня, или фонтан, или хотя бы башня.

Пьяцца деи Кавальери – Рыцарская площадь. В XVI  веке здесь разместилась резиденция рыцарского Ордена Святого Стефана Великомученика. Площадь расположена на месте античной гавани эпохи Древнего Рима, а в 1140 году была провозглашена центром Пизанской коммуны
Пьяцца деи Кавальери – Рыцарская площадь. В XVI веке здесь разместилась резиденция рыцарского Ордена Святого Стефана Великомученика. Площадь расположена на месте античной гавани эпохи Древнего Рима, а в 1140 году была провозглашена центром Пизанской коммуны

С Пьяцца деи Кавальери (Piazza dei Cavalieri), или Площадью Рыцарей именно так дело и обстоит. Вышел на середину, оглянулся – и справа виден конец площади, и слева. Если вы вдвоем вышли, намечайте траектории, чтобы не столкнуться. А если компанией – то вот статуя, вот вы (с компанией), а вот и площадь закончилась.

Пьяцца деи Кавальери – вторая главная площадь города. Когда-то она была политическим центром средневековой Пизы, и именно здесь в 1406 году эмиссаром из Флоренции была провозглашена её независимость.

Пьяцца деи Кавальери. Фасад церкви Санто-Стефано-деи-Кавальери (Santo Stefano dei Cavalieri).  Годы строительства 1565–1569, архитектор Джорджо Вазари. Церковь предназначалась для Ордена рыцарей Святого Стефана, основанного великим князем Козимо Медичи для борьбы с пиратами в Средиземном море. Фасад из белого мрамора был разработан доном Джованни Медичи , незаконнорожденным сыном Козимо I Медичи
Пьяцца деи Кавальери. Фасад церкви Санто-Стефано-деи-Кавальери (Santo Stefano dei Cavalieri). Годы строительства 1565–1569, архитектор Джорджо Вазари. Церковь предназначалась для Ордена рыцарей Святого Стефана, основанного великим князем Козимо Медичи для борьбы с пиратами в Средиземном море. Фасад из белого мрамора был разработан доном Джованни Медичи , незаконнорожденным сыном Козимо I Медичи

Площадь окружают со всех сторон знаковые исторические здания: Палаццо-дель-Оролоджо (Palazzo dell'Orologio), церковь Санто-Стефано-деи-Кавальери (Santo Stefano dei Cavalieri) и Палаццо-делла-Карована (Palazzo della Carovana) – Дворец Рыцарей и бывший Дворец Старейшин, где ныне располагается Scuola Normale Superiore di Pisa, высшее учебное заведение, входящее в состав университета.

Пьяцца деи Кавальери. Палаццо-делла-Карована – бывший дворец рыцарского Ордена Святого Стефана. Ныне здесь расположена  Scuola Normale Superiore di Pisa
Пьяцца деи Кавальери. Палаццо-делла-Карована – бывший дворец рыцарского Ордена Святого Стефана. Ныне здесь расположена Scuola Normale Superiore di Pisa

Джорджо Вазари декорировал фасад в технике сграффито и украсил его шестью нишами, в которых установлены бюсты Великих герцогов Тосканских.

Палаццо-делла-Карована: фасад, украшенный в технике сграффито, и бюсты Великих герцогов Тосканы в нишах. На первом плане я, делаю фото  Палаццо-дель-Оролоджо
Палаццо-делла-Карована: фасад, украшенный в технике сграффито, и бюсты Великих герцогов Тосканы в нишах. На первом плане я, делаю фото Палаццо-дель-Оролоджо

Перед Дворцом Рыцарей стоит статуя Козимо I Медичи работы Пьетро Франкавилло. Статуя была выполнена по заказу сына Козимо, Великого Герцога Фердинанда I (странное имя для итальянца). Козимо I попирает ногой голову дельфина, что олицетворяет его власть над морями, и облечён в мантию Великого Магистра Ордена Святого Стефана.

Великий герцог Козимо I Медичи
Великий герцог Козимо I Медичи

Пьяцца деи Кавальери напомнила мне Пьяцца делле Эрбе в Вероне: та тоже небольшая – можно взглядом окинуть, – тоже окружена дворцами, и также имеет центральную фигуру: фонтан Веронской Мадонны.

Палаццо-дель-Оролоджо (Palazzo dell'Orologio) называют Дворцом часов или Часовой башней. Здание спроектировано Джорджо Вазари и возникло за счет объединения в единое целое двух старинных башен: Torre delle Sette Vie (Торре-делле-Сетте Вие) и Torre della Muda (Торре-делла-Муда). Сегодня в Палаццо-дель-Оролоджо располагается библиотека Высшей школы Пизанского университета
Палаццо-дель-Оролоджо (Palazzo dell'Orologio) называют Дворцом часов или Часовой башней. Здание спроектировано Джорджо Вазари и возникло за счет объединения в единое целое двух старинных башен: Torre delle Sette Vie (Торре-делле-Сетте Вие) и Torre della Muda (Торре-делла-Муда). Сегодня в Палаццо-дель-Оролоджо располагается библиотека Высшей школы Пизанского университета

Бывает ощущение «заставленности» квартиры мебелью, особенно если мебель антикварная.

-10

Пьяцца деи Кавальери и Пьяцца делле Эрбе похожи на старинные квартиры с лепниной на потолках, резным буфетом, тёмным шкафом с завитушками и круглым столом посередине.

-11
Задний фасад церкви Санто-Стефано-деи-Кавальери
Задний фасад церкви Санто-Стефано-деи-Кавальери

Недалеко от Пьяцца деи Кавальери находится Площадь Чудес, или Пьяцца деи Мираколи (Piazza dei Miracoli) – главная площадь Пизы и средоточие её четырех несравненных архитектурных сокровищ: Пизанского собора, Пизанской башни, Баптистерия и кладбища Кампо-Санто.

Площадь Чудес оповещает о своём присутствии еще до того, как предстает взору. Обычно улицы Пизы не слишком многолюдны, неторопливо прогуливаться по ним – удовольствие.

Пьяцца деи Мираколи
Пьяцца деи Мираколи

Но с приближением к Пьяцца деи Мираколи людской поток увеличивается, и уже на подходе слышен гул множества голосов.

И как только открывается панорама площади, эмоции разрывает по двум крайним полюсам: изумление и восторг от гармоничных и величественных очертаний средневекового архитектурного ансамбля и глубокое уныние от царящей вокруг тараканьей суеты…

-14

Толпы туристов: неорганизованных и группами. Гиды. Гомон. Смех. Хаотичное броуновское движение людей, которые не дают себе возможности остановиться и насладиться созерцанием изумительных творений человеческих рук, а торопятся запечатлеть себя любимых на фоне собора и башни. Ну а как же. Достопримечательности. Инстаграм. «Здесь был Вася».

-15

Особенно меня удручает кадр ниже. Посмотрите на двух юных фей, громоздящихся на столбики ограждения. Сейчас будет снимок «я держу Пизанскую башню».

-16

И этот. Девочка на шаре рядом с указателем.

-17

Нет, я не то чтобы высокомерно выпячиваю свою тонкую душевную организацию в противовес поверхностности восприятия. Мне действительно стало грустно. Пьяцца деи Мираколи выглядит как изумительный островок давно минувших веков, каким-то чудом сохранившийся в реальном времени.

Пьяцца деи Мираколи.  Пизанский собор (Duomo di Santa Maria Assunta) и Пизанская башня (Torre pendente di Pisa)
Пьяцца деи Мираколи. Пизанский собор (Duomo di Santa Maria Assunta) и Пизанская башня (Torre pendente di Pisa)

Беломраморные колонны Дуомо, мощный купол Баптистерия, воздушные галереи колокольни и тихие своды Кампо-Санто заставляют замереть в восхищении, погружают в средневековую магию. Тут бы отмереть обратно не забыть, не то что фотографии своей личности делать для пабликов.

Кафедральный собор Пизы (Duomo di Santa Maria Assunta) посвящен Успению Пресвятой Девы Марии. Строительство собора было начато в XI веке архитектором Бускето, который к традиционному романскому стилю добавил элементы норманнской, византийской, раннехристианской и арабской архитектуры, а завершено в XII веке архитектором Райналдо, который спроектировал его фасад
Кафедральный собор Пизы (Duomo di Santa Maria Assunta) посвящен Успению Пресвятой Девы Марии. Строительство собора было начато в XI веке архитектором Бускето, который к традиционному романскому стилю добавил элементы норманнской, византийской, раннехристианской и арабской архитектуры, а завершено в XII веке архитектором Райналдо, который спроектировал его фасад
Пизанский Дуомо построен одновременно с венецианским собором Святого Марка. Хронологически кафедральный собор – самое старое здание на Пьяцца деи Мираколи
Пизанский Дуомо построен одновременно с венецианским собором Святого Марка. Хронологически кафедральный собор – самое старое здание на Пьяцца деи Мираколи
Массивные бронзовые двери главного входа были изготовлены в мастерских Джамболоньи
Массивные бронзовые двери главного входа были изготовлены в мастерских Джамболоньи
Они стали заменой оригинальным дверям собора, уничтоженным пожаром 1595 г.
Они стали заменой оригинальным дверям собора, уничтоженным пожаром 1595 г.

Природа тоже словно попала в магическое кольцо этой площади: на левой ее стороне над куполом Баптистерия ярко светило солнце, окрашивая траву в сочный цвет, и белые облачка курчавились на ярко-голубом небе; на правой стороне над Дуомо и его покосившейся башней сгущались свинцово-серые непроглядные тучи.

Баптистерий Святого Иоанна (Battistero di San Giovanni), XII-XIV вв., архитектор Диотисалви. Второе по хронологии здание на Пьяцца деи Мираколи
Баптистерий Святого Иоанна (Battistero di San Giovanni), XII-XIV вв., архитектор Диотисалви. Второе по хронологии здание на Пьяцца деи Мираколи
Высота Баптистерия почти 55 м, длина окружности более 107 м
Высота Баптистерия почти 55 м, длина окружности более 107 м

Пизанская башня. Строительство колокольни было начато в 1173 году и было завершено только через 200 лет.  С того момента и до сих пор постоянно ведутся реставрационные работы. Глинистый грунт под колокольней склонен к проседанию, и за восемь веков Пизанская башня отклонилась от своей оси примерно на 2 м 60 см
Пизанская башня. Строительство колокольни было начато в 1173 году и было завершено только через 200 лет. С того момента и до сих пор постоянно ведутся реставрационные работы. Глинистый грунт под колокольней склонен к проседанию, и за восемь веков Пизанская башня отклонилась от своей оси примерно на 2 м 60 см
Высота башни составляет 56,7 метров. Уроженец Пизы Галилео Галилей, как гласит легенда, использовал наклон башни для своих опытов по свободному падению тел различной массы. Башня постоянно находится в движении, ее крен то увеличивается, то возвращается к прежним значениям. В настоящее время угол наклона башни составляет 3° 54'
Высота башни составляет 56,7 метров. Уроженец Пизы Галилео Галилей, как гласит легенда, использовал наклон башни для своих опытов по свободному падению тел различной массы. Башня постоянно находится в движении, ее крен то увеличивается, то возвращается к прежним значениям. В настоящее время угол наклона башни составляет 3° 54'

Кстати, здесь не только башня накренилась, тут все валится к едрене бабушке, изволите видеть.

-27

Пизанская почва состоит из песка и глины, что приводит со временем к смещениям в структуре фундаментов средневековых зданий.

Баптистерий, выстроенный на той же неустойчивой песчаной почве, тоже «заваливается», однако угол его наклона в сторону собора составляет всего 0,6°
Баптистерий, выстроенный на той же неустойчивой песчаной почве, тоже «заваливается», однако угол его наклона в сторону собора составляет всего 0,6°

Обогнув Дуомо, мы вошли под своды древнего кладбища Кампо-Санто, и вот здесь я действительно попала в какую-то петлю времени.

Монументальное кладбище Кампо-Санто
Монументальное кладбище Кампо-Санто

Строительство монументального кладбища было начато в 1278 году, а закончено только в 1464 году.

Галереи Кампо-Санто
Галереи Кампо-Санто

«Кампо Санто» переводится как «святое поле». Согласно легенде, именно здесь епископ Пизы Убальдо Ланфранчи, возвратившись из IV крестового похода, бросил горсть святой земли с Голгофы.

-31

Строго говоря, Кампо-Санто не похоже на кладбище. Зелёный внутренний двор, ограниченный галереями с четырех сторон, полукруглые звёздчатые арки, древние фрески на стенах, прекрасные скульптуры.

-32
-33

Если бы я не знала, что это за место, я бы подумала, что это художественная галерея.

-34

Так случилось, что всё, что я узнала в тот день о Кампо-Санто, было рассказано моим другом, а он итальянец и говорил по-английски. Я не сильна в английском, да просто не люблю этот язык и называю в сердцах «bloody English».

-35

Тем более удивительно, что все, что я тогда услышала, врезалось в память сильнее, чем что-либо из услышанного прежде на родном языке.

Как будто камни некрополя, статуи и фрески сами говорили со мной, нашёптывая свои тайны и вековые истории…

-36
-37

Первые из фресок Кампо-Санто были созданы в XIV веке, последние – тремя веками позднее. Авторство «Триумфа смерти» и «Страшного суда» приписывают Буонамико Буффальмакко, а расположенных далее фресок XIV-XV веков – Беноццо Гоццоли, Антонио Венециано и других мастеров.

Буонамико Буффальмакко. «Страшный суд. Ад». Фрагмент
Буонамико Буффальмакко. «Страшный суд. Ад». Фрагмент
-39

Фрески всегда изумляют меня чистотой красок, а эти…в воображении пронесся образ седой Истории в виде бабочки с диковинными узорными крыльями.

-40

Пыльца осыпалась с невесомых крыльев, когда бабочка пролетала под сводами галереи, и оставила дивные фрески на ее стенах – лёгкие, как дуновение, как хрупкое отражение минувших времён.

-41

Я не сразу обратила внимание на странные плиты под моими ногами, на которых виднелись какие-то надписи и выбитые изображения.

-42

Оказалось, что это могильные плиты – места захоронения каноников, упокоившихся в XV веке. На некоторых плитах они изваяны во весь свой маленький, почти детский рост – в средние века люди были меньше ростом, чем теперь.

-43

В Кампо-Санто много римских саркофагов.

-44

Некоторые из них крепятся к стене, некоторые стоят на гнутых ножках на каменных плитах пола.

-45
-46

Я надолго остановилась у места упокоения некоего Фридерикуса Магнуса, последователя Ньютона и Овидия. Синьор Магнус кончался в 1764 году. Да, я научилась читать MDCCLXIV. На барельефе надпись «NON OMNIS» – часть латинской фразы «Non omnis moriar» – «Не весь умру». До мурашек...Да, время песок.

«Non omnis moriar» – «Не весь умру»
«Non omnis moriar» – «Не весь умру»

В этом тихом месте, где витают тени прошлого, время замедляет движение или вовсе останавливается. Я не помню, сколько мы пробыли там, среди фресок с красками нежно-поблекшими, будто прозрачными и уходящими в бесконечность или небытие; среди прекрасных очертаний римских и этрусских скульптур.

-48

Смотрю на нее и думаю: Боже, какое лицо! Мрамор, красота, вечность...
Смотрю на нее и думаю: Боже, какое лицо! Мрамор, красота, вечность...

Вышла – будто вынырнула. Но уже другая. И долго ходила, молчала, возвращалась в реальность из далекого далека.

Продолжение:

Ещё по теме:

📌 "Италия, ciao! СИЕНА: божественная мера красоты (часть I)"

📌 "Италия, ciao! ЛУККА: легенды и были старого города"

Ранее:

📌 "Португальские колориты. ЛИССАБОН: три цвета. Белый. Синий. Красный"

✅©ГалопомПоЕвропам

-50
-51