А вы знаете, что в Италии есть город небоскрёбов, причем построены они были в средние века?
Вы сейчас подумали: «Ох, и брешет кто-то! Ни стыда, ни совести у этой блогерки, хоть бы букварь почитала, что ли!»
А вот и правда. Есть такой город в провинции Сиена, и называется он Сан-Джиминьяно (San Gimignano), «город ста башен».
Хотя, по совести, ста башен там нет. И даже в средние века не было. Было от 70 до 76, а до наших дней сохранилось только 14.
Сан-Джиминьяно был основан в III веке до нашей эры моими любимыми этрусками. Не устаю восхищаться этой древней цивилизацией, канувшей в лету. Ассимиляция этрусков римлянами завершилась в I веке до н.э: жители Этрурии получили римское гражданство и переняли образ жизни римлян, культура утратила свою самобытность.
Но остались нетленные свидетельства её расцвета: прекрасные золотые украшения, скульптуры, некрополи, а главное – стоят города, основанные этрусками: туфовые скальные Питильяно, Сорано, Сована, древняя суровая Вольтерра, устремляющий в небо свои башни Сан-Джиминьяно.
Город окружают тосканские холмы. Эти пейзажи никогда не приедаются: ряды виноградников – как будто кто-то расчесал долину редким гребнем, тёмные высокие кипарисы, и то тут, то там – домики-малышки.
Сам Сан-Джиминьяно отгородился от внешнего мира каменной стеной.
А что делать, в средние века жизнь не баловала, постоянно происходили внутренние междуусобицы, переделы власти, так что нужно было держать ухо востро. Вездесущая амбициозная Флоренция и здесь подсуетилась, прибрав город к рукам в 1352 году.
Сан-Джиминьяно вообще в прошлом фатально не везло: город пережил три эпидемии чумы, одна из которых – 1348 года – сократила население города на 60%, а затем разразились ещё две – в 1464 и 1631 годах. Но именно благодаря этим трагическим событиям и последовавшим за ними упадком экономики Сан-Джиминьяно как бы замер на целые столетия в своём развитии, и его облик почти не изменился с XIV века.
Внутрь города ведут ворота San Giovanni, и вы сразу оказываетесь на главной улице – via San Giovanni.
Строго говоря, Сан-Джиминьяно совсем нетуристическим городом назвать нельзя. Продвинутые путешественники давно оценили его уникальность и красоту окружающих ландшафтов, однако пока это в основном ещё вольные, неорганизованные туристы, либо влюблённые пары, желающие соединить свои сердца в романтичном средневековом городе. Так что торопитесь посетить его, пока у ворот не столпились вереницы туристических автобусов и по улицам не вытянулись нескончаемые толпы любопытных.
Но ушлые местные торговцы быстро пронюхали выгоду, и теперь via San Giovanni – это ряды сувенирных магазинчиков, лавочек с керамикой и прочих завлекательных мест.
Из действительно заслуживающего внимания: перед воротами San Giovanni (до входа в город) есть кондитерская с богатейшим ассортиментом невероятно вкусных пирожных. Я известная сладкоежка и вообще аддикт всяких печенюшек, конфеток, мороженого. Так что там я основательно зарядила свои батарейки.
Что же касается знаменитых башен, то это свидетельства былого могущества знатных родов, которые таким образом подчёркивали свою власть и общественное положение. Высота башен – своего рода соревнование между влиятельными семействами за первенство: чем выше башня, тем сильнее род и значительнее его статус.
Строились эти каменные свидетельства человеческого тщеславия в XI-XIII веках, а высота некоторых из них более 50 метров.
Сан-Джиминьяно в средние века стал ареной противоборства двух семейств-представителей враждующих политических группировок гвельфов и гибеллинов. Гвельфы выступали за усиление влияния Папы Римского и ограничение власти императора Священной Римской империи, а гибеллины, напротив, были на стороне императора. Соперничающие семейства Сальвуччи (гвельфы) и Ардингелли (гибеллины) тоже построили башни, причём каждое семейство – по две: Торри дельи Ардингелли (Torri degli Ardinghelli) и Торри деи Сальвуччи (Torri dei Salvucci), башни-близнецы.
Башни-близнецы Ардингелли находятся на Пьяцца-делла-Чистерна (Piazza della Cisterna), или площади Колодца.
Здесь располагался рынок, проводились турниры и фестивали, а также проходили две главные дороги: дорога франков и древний путь Пиза-Сиена.
На этой площади также вы увидите арку Беччи и башню Беччи (Torre dei Becci), а также башню Куньянези (Torre dei Cugnanesi) и сооружение с устрашающим названием башня Дьявола, или Чёртова башня (Torre del Diavolo). Она и выглядит жутковато: наверху видны зазубренные выступы, как чёртовы пальцы.
Пьяцца-делла-Чистерна соединена открытым проходом с Пьяцца-дель-Дуомо (Piazza del Duomo) – Соборной площадью. Здесь находится католическая коллегиальная церковь Колледжата-ди-Санта-Мария-Ассунта (Collegiata di Santa Maria Assunta), или просто Дуомо.
Церковь была построена в X веке, реконструирована в XIII и капитально перестроена в XV веке. Внешне ничем не примечательная, она хранит в своих стенах уникальные фрески, выполненные Беноццо Гоццоли, Доменико Гирландайо, Бартоло ди Фреди, Якопо делла Кверча и другими мастерами.
Когда-то Соборная площадь была центром религиозной жизни города, а сейчас здесь гуляют люди, фотографируются туристы и новобрачные.
Кто-то сидит на ступеньках Дуомо, кто-то расположился в тенёчке под сводами арки Палаццо Веккьо дель Подеста (Palazzo vecchio del Podesta), или Старого дворца подеста.
Люблю такие фото. Люди отдыхают, усевшись на каменной скамье, рядом задремал шоколадный сеттер, а голубь расправил крылья – греется под лучами весеннего солнца.
Здесь же, позади Палаццо Веккьо дель Подеста, красуется маковка второй по высоте башни города - Торре Роньоза (Torre Rognosa), также известной как Часовая башня (Torre dell'Orologio) или Башня подеста (Torre del Podesta).
Башня Роньоза была построена в 1200-м году, принадлежала семействам Грегорио и Оти и имеет 51 метр в высоту. Когда-то в ней содержали узников, больных чесоткой, отсюда и её название (от французского rogne).
Слева от церкви находится здание, имеющее сразу несколько названий: Палаццо коммунале (Palazzo Comunale), Новый дворец подеста (Palazzo nuovo del Podesta) или Народный дворец (Palazzo del Popolo). С XIII века дворец является местом заседаний муниципалитета коммуны, здесь же расположен музей и художественная галерея, где хранятся работы художников Флорентийской и Сиенской школы, в том числе творения знаменитых Филиппино Липпи, Беноццо Гоццоли и Пинтуриккьо.
Зал Совета во дворце носит также название «Комната Данте». В 1300-м году поэт, автор «Божественной комедии», посетил Сан-Джиминьяно в качестве посла Флорентийской республики и в этом зале обратился к жителям с призывом оказать поддержку партии гвельфов.
К Народному дворцу вплотную примыкает самая высокая башня Сан-Джиминьяно – Торре Гросса (Torre Grossa), или Большая башня. Её высота составляет 54 метра, и на сегодняшний день это единственная башня в Сан-Джиминьяно, доступная для посещений.
Тут же, около Соборной площади, вытянулись вторые башни-близнецы – Торри деи Сальвуччи (Torri dei Salvucci), каменные сертификаты мощи амбициозного семейства Сальвуччи. Соперничая друг с другом, Ардингелли и Сальвуччи так увлеклись, что нарушили указ 1255 года, запрещающий строить башни выше Торре Роньоза. Сначала неповиновение проявили Сальвуччи, ну, а тут уж у Ардингелли стало подгорать: как это, у политических соперников и просто разэтаких подлецов башни выше??? И они тоже проигнорировали распоряжение. Однако и тем, и другим впоследствии пришлось поумерить свою прыть и укоротить башни. Интересно, как они это сделали. Разобрали? Отпилили? Забавно, если их заставили разбирать башни друг у друга. Потому что все завистники живут по принципу «не то плохо, что у меня корова сдохла, а то, что у соседа жива». А тут у обоих сдохла, хоть не так обидно.
Таки-башни Сальвуччи исторически оказались более успешными: представьте, одна из башен является жилой, да к тому же жильё считается элитным и сдаётся внаём! Вот, наверное, папаша Ардингелли в гробу переворачивается. Думает: ах, обскакал меня этот скотина Сальвуччи!
Уж и не знаю, что там за элитное жильё. Окон-то в башне раз-два и обчёлся, да и с дверями, как я посмотрела, не очень разгуляешься. А в башне 10 этажей. Вот, сидишь как мышь на десятом этаже, окон нет, лифта нет, двери и те не сразу найдёшь. Где утро, где вечер – поди разбери. Сидишь при свете ламп круглосуточно. Так себе удовольствие, я считаю.
Чем дальше от центра, тем улицы спокойнее и малолюднее.
У Сан-Джиминьяно своеобразный облик, и не только за счёт башен. В городе почти нет зелени, улицы так узки, что навесы крыш почти соприкасаются и закрывают небо.
Много арок. Поэтому улицы сумеречны и шаги раздаются гулко.
Мы неожиданно набрели на интересную мастерскую, где хозяин создал деревянный макет Палаццо коммунале и Торре Гросса.
Мой друг – великий коммуникатор всех времён и народов. Я дикая как бирюк, а он в пять секунд со всеми разговорится, разулыбается, и ему тут же всё покажут, расскажут, в ответ разулыбаются. Тут он тоже мосты навёл, спросил мастера, можно ли посмотреть макет, нам разрешили, мы отвесили (мой друг отвесил, я поулыбалась) тучу комплиментов, и мы ушли. Слава итальянцам. Мне бы так научиться.
Увиденный нами макет, наложившись на мои впечатления от Сан-Джиминьяно, материализовался в мыслях в чёткий образ: детские кубики. Сан-Джиминьяно, его дворцы, дома и особенно башни напоминают города, которые мы строили в детстве из простых деревянных кубиков.
В тех городах тоже всегда были высокие башни: кубик на кубик, кубик на кубик, и так – пока жирафоподобная конструкция не утратит равновесие и не рухнет.
Ааа, вот где, оказывается, сан-джиминьянцы и сан-джиминьяновки выгуливают своих собак! За городскими стенами!
А что, дело. В каменных-то джунглях спечься можно, а за крепостными стенами – снова этот пьянящий тосканский воздух, снова простор, бесконечность, оливы, кипарисы, виноградники.
Люблю Тоскану. Всегда буду её любить.
Сан-Джиминьяно стал седьмым камнем тосканского ожерелья – фиолетовым аметистом.
Ещё по теме:
📌"Нетуристическая Италия. Ожерелье Тосканы. Коммуна КАЛЬЧИ"
📌"Нетуристическая Италия. Земля этрусков: СОРАНО"
Ранее:
📌"Нетуристическая Италия. Ожерелье Тосканы. ЧЕРТАЛЬДО"
📌"ОКНА ЕВРОПЫ: какого цвета глаза у городов?"
Далее:
⚓"Италия морская. Бухта Калафурия. Маремма: ПУНТА-АЛА"
✅©ГалопомПоЕвропам
Встретимся на канале!