Найти в Дзене
Речевой акселератор

Как научить продавцов импровизировать по делу

Оглавление

Передача об умных продажах «Без скидок» на МедиаМетрикс.тв, выпуск «Как научить продавцов импровизировать по делу. Обучение риторике для повышения эффективности переговоров».

Видео:

КОНСПЕКТ ВЫПУСКА

Импровизация или скрипты продаж? 

Продавец, способный импровизировать во время переговоров – мечта любого руководителя. Бытует мнение, что скрипты – это метод для «роботов из колл-центра», не имеющий отношения к настоящему искусству ведения переговоров.

Однако на самом деле настоящих «импровизаторов» не существует, и «домашними заготовками» (скриптами) пользуются все. У хорошего продавца таких заготовок просто намного больше, чем у посредственного.

«Чистая» импровизация слишком энергоемка – сотрудник продаж выгорает в десятки раз быстрее именно из-за необходимости каждое возражение клиента преодолевать как новую крепость.

Чтобы легко импровизировать с пользой для дела, нужно обладать крепкими базовыми навыками.

В музыке это ноты, гаммы и простые композиции. Без их освоения музыкант не сможет сыграть ничего сложнее «собачьего вальса».

В искусстве продаж и переговоров это скрипты, речевые модули и сценарии.

Базовое обучение продажам должно быть направлено именно на освоение простых навыков. Только после того, как продавец овладел стандартными скриптами, речевыми модулями и сценариями, можно позволить ему импровизировать.

А до того такой «импровизатор» будет регулярно ошибаться и терять клиентов.

Подробнее об этом – в статье «Импровизация или скрипты. Расставим точки»: http://urvancev.info/improvizaciya-ili-skripty/

Как разработать рабочие скрипты для деловых переговоров?  

Принцип 1. Уместность применения.

Конечно, формализовать такой сложный процесс как человеческое общение, необходимо с умом.

Множество случаев, когда внедрение скриптов продаж встречает активное сопротивление, вызвано именно неграмотным управлением этим процессом.

Во-первых, предельно алгоритмизированный сценарий диалога, традиционно называемый «скриптом», подходит далеко не во всех ситуациях продаж и переговоров.

Такой метод уместен в ситуациях, когда количество возможных ответов клиента на реплики продавца небольшое, и их предсказать легко – например, в первых холодных звонках или обработке первых входящих обращений.

Когда же диалог с клиентом перешел уже на следующие этапы воронки продаж (коммерческое предложение, работа с возражениями клиентов, ценовые переговоры), пользоваться жестким подробным алгоритмом просто невозможно.

Также сильно алгоритмизированный сценарий разговора трудно применить в продажах сложных продуктов и услуг.

Такой скрипт ограничивает продавца и делает его речь неживой.

Более эффективное решение в названных случаях – пользоваться речевыми модулями-«шпаргалками», увязанными в базовый сценарий диалога, с ответами на ключевые вопросы.

Во время тренингов по продажам такой набор речевых модулей нужно выучить наизусть и в жизни использовать на память.

Принцип 2. Качество самого скрипта.

Хороший скрипт должен воспроизводить разговорную речь со всеми ее «неправильностями».

Перенесите на бумагу систему аргументации ваших лучших продавцов, и не давайте писать скрипты человеку с филологическим образованием – в таком случае они будут выглядеть слишком «гладко и правильно».

Задача разработчика – добиться неотличимого сходства с обычной беседой.

Как обучить продавцов технологии ведения переговоров и импровизации? 

Важный принцип – многократная репетиция.

Недоученные скрипты воспроизводятся с неуверенной интонацией, а это отталкивает клиента.

Двух-трех повторений мало. В реальном диалоге мы действуем рефлекторно, на привычках, поэтому недостаточно понять смысл, необходимо научиться воспроизводить аргументы легко, автоматически, не задумываясь.

Для этого каждый речевой модуль требуется повторить и разыграть в ролевой игре десять-пятнадцать раз (лучше – больше).

Корпоративный тренинг для освоения навыков импровизации могут провести руководитель отдела продаж, приглашенный эксперт или штатный бизнес-тренер.

Примерная программа тренинга: 

Шаг 1 – научить сотрудника думать во время разговора.

Для этого используется упражнение «Маяковский». Попросите продавца делать ясные, длинные, «весомые» паузы между словами, спокойно и внушительно говорить на выдохе.

С некоторым количеством повторений мозг научится планировать речь в перерывах между словами.

Тезисы и аргументы станут легче приходить в голову сами. Чем больше практики, тем менее заметны становятся паузы.

Через какое-то время паузы прекратят резать слух, практически исчезнут, а навык думать во время речи останется.

Шаг 2 – научить продавца перефразировать скрипты продаж.

Пусть продавец многократно и по-разному пересказывает их своими словами.

Шаг 3 – учимся доказывать свою точку зрения.

Здесь отрабатывается схема классической риторики: тезис – аргумент – пример – вывод. Постепенно продавец отходит от скриптов и может использовать шпаргалки в живом диалоге.

Шаг 4 – осваиваем «шаблоны псевдологики», учим связывать несвязываемые понятия с помощью оборотов «а значит», «и поэтому», «потому как», «так как» и так далее. Собеседник воспринимает высказывания, связанные таким образом, как логичные и обоснованные.

Шаг 5 – учим ассоциировать несвязываемые вещи.

Обогащаем речь менеджера метафорами, делаем ее более образной. Эта часть обучения больше похожа на ораторский курс, а не на тренинг переговоров.

Шаг 6 – создание новых аргументов и сценариев.

Поручаем сотруднику самостоятельно составить новый скрипт, описать новые конкурентные преимущества, отстроиться от конкурентов, отработать возражения и так далее. Это поможет значительно продвинуться в обучении продажам.

Конечно, это не все шаги становления мастера импровизации в переговорах, но даже если руководитель отработает с продавцом перечисленные шесть, то с удивлением обнаружит, что рост от новичка до профессионала заметно ускорится.

Подробнее — в полной видеоверсии выпуска:

Задать вопрос, отправить заявку на тренинг или консультацию:

http://urvancev.info/kontakty/

Лайк, репост, комментарии, подписываемся на канал.)