Начну с того, что на самом деле незаменимых нет =) А еще с того что я лично очень глубоко уважаю людей, которые нацелены на карьерный рост, а не на открытие своего дела.
На мой взгляд достичь высот в работе по найму зачастую гораздо сложнее, чем просто открыть ИП и заработать на "купи-продай". Когда ты работаешь сам на себя, тебя никто не оценивает. Ты сразу ДИРЕКТОР. И твоя основная задача - решиться, рискнуть, начать и далее нанять людей, которые смогут сделать все за тебя.
Если ты строишь карьеру - тебя постоянно подвергают проверкам, аттестациям на профпригодность. Права совершить ошибку у тебя зачастую нет даже в мелочах, иначе ты рискуешь утратить доверие руководства и твой рост может значительно замедлиться. Поэтому очень часто, если человек зарабатывает по найму больше, чем предприниматель средней руки, то это значит, что он гораздо более профессионален, нежели тот самый предприниматель. А профессионализм - это то, за что я всегда буду уважать человека. В любом деле.
Так что же нужно сделать, чтобы построить карьеру?
Рекомендации ниже - это не только лично мое мнение, но и мнение многих моих клиентов, других владельцев бизнеса, с которыми мне посчастливилось работать.
Прыжки зайца
Если в вашем резюме максимальный срок работы в одной компании составляет не более 2-ух лет, а сам список бывших работодателей превышает 6-7 мест - ваши шансы на карьерный рост в текущей компании снижаются. Руководитель, который знает, что сотрудник не держится на одном месте больше двух лет сто раз подумает, прежде чем назначать его на ответственную руководящую должность.
Требования по заработной плате
Это совершенно нормально, что вы хотите зарабатывать больше. Но нет ничего хуже, чем сотрудник, который все время ноет про свою з.п. и постоянно просит ее поднять. Будьте ценным сотрудником, чтобы руководителю было стыдно платить вам столько, сколько он платит сейчас, и поверьте, адекватный руководитель, как только будет возможность, увеличит вашу зарплату. (А с неадекватными лучше не работать). Но лучше всего, если вы попросите привязать заработную плату к результатам работы. Причем как можно сильнее. Пусть у вас будет минимальный оклад, но значительная оплата за результат работы. Результатом может быть объем выполненной работы, качество работы, отсутствие претензий к работе, результат от работы и т.д. Либо целый спектр показателей. Также предлагайте помощь в новых проектах, просите дополнительную работу при условии дополнительной оплаты. Тогда вы напрямую будете влиять на свою заработную плату и просить о ее повышении не придется. А если уж просить о повышении - то о повышении оплаты за тот самый результат, в случае, если считаете, что данный результат стал более качественным или стал приносить больше пользы. Такой подход покажет, что вы нацелены на результат, а это то, что нужно для кандидата на руководящий пост.
Инициатива
Хорошие исполнители всегда ценятся. Но для продвижения по карьерной лестнице нужно не только отлично и точно исполнять поручения, но также проявлять инициативу. Тут есть нюансы. Инициатива - это не только умение принять решение в нестандартной ситуации, или предложить это решение руководству, но и готовность полностью взять на себя ответственность за результаты этой инициативы. Даже если за свою инициативу вам в итоге "влетит" от руководителя. А еще необходимо умение отказаться от своей инициативы и довериться решению руководителя, если ваша аргументация его не убедила. При этом сохранять задор и мотивацию продолжать проявлять инициативу в будущем.
Преданность
Нет ценнее сотрудника, которого невозможно переманить. Чем дольше сотрудник работает в одной компании, даже если его окружают заманчивые предложения, тем больше шансов, что именно этого сотрудника повысят. Особенно если руководитель понимает, что на данный момент в принципе сотрудника есть чем приманить, и он достоин этого. Узнав, что вас пытались переманить, но не смогли, руководитель конечно не побежит повышать вам заработную плату, т.к. как минимум тогда каждый встречный поперечный сотрудник начнет сочинять сказки о том, как его звали в Гугл. Но поверьте, руководитель в этот момент подумает, а хочет ли он вас терять, тем более вот такого преданного, и сделает выводы, которые в перспективе пойдут вам на пользу. Опять же, если в "голодный год" вы не сбежите, "как крыса с корабля", это также будет плюсом к дальнейшему успеху в данной компании. Выбирайте, чего хотите, быстрых денег здесь и сейчас, или роста и бОльших перспектив, и денег в будущем. Такой же выбор делают бизнесмены, которые решают, хотят ли они "срубить денег" сейчас, минимизировав любые расходы или хотят "срубить" в разы больше, инвестировав сейчас большую часть своей прибыли в развитие бизнеса.
Эмоции
Вы можете быть сумасшедшим профи в своем деле, но если при этом переходите на крик, плачете, обижаетесь, дуетесь, нервничаете - и все это на виду у руководства, можете поставить большой крест на карьерных высотах до той поры, пока не проведете работу над собой. А это возможно, поверьте, да и сам факт того, что вы стараетесь и признаете свои минусы - уже будет на 80% смягчением вашей эмоциональности в глазах начальства.
Развитие
Хотите более высокую должность? Вырастите сами! Если вы не открыты для обучения, нервно относитесь к повышению квалификации, не читаете книг - спешу вас огорчить, шансы на повышение тают на глазах. Кстати, если даже вы не стремитесь построить карьеру и вам комфортно на вашем рабочем месте, в текущей должности - это может стать проблемой. Во-первых, учиться все равно нужно, хотя бы в рамках специальности. Во-вторых, грамотный руководитель всегда рад желанию сотрудников расти по карьерной лестнице, если только из-за этого желания и отсутствия роста сотрудник не увольняется через 3 года работы. Грамотный руководитель всегда берет сотрудника с той мыслью, что в случае необходимости у него будут "запасные варианты" на руководящий пост.
Командный дух
Если вы "идете по головам" для достижения своих целей, есть риск, что об этом рано или поздно узнает руководство, и вы рискуете вылететь со своего поста с треском, да еще и получить негативные отклики. Но если вы разделяете работу и личное, если готовы поддержать своих коллег в трудную минуту, с радостью участвуете в совместных проектах и без проблем взаимодействуете - это будет плюсом при повышении.
Педантичность
Рождаете гениальные идеи? Пышете энергией и делаете тысячу дел за день? Тянете на себе сто проектов? При этом делаете опечатки и грамматические ошибки в словах, а при передаче важной информации клиенту отправляете не тот файл? Забываете о важной задаче от начальства? Боритесь со своими минусами, иначе эти, казалось бы, мелочи, могут сильно замедлить ваш рост. Хороший управленец, начальник, исполнительный директор - либо должен быть в меру педантичен, внимателен к мелочам, либо уметь выстроить свою работу так, чтобы его минусы не рождали проблем и вовремя корректировались (коллегами, чек-листами и пр.). Причем вы должны быть даже более педантичны и внимательны, чем ваш руководитель, ведь именно в мелочах он на вас надеется даже больше, чем в серьезных вопросах, которые он, в любом случае пропустит через себя, проконтролирует. А копаться в мелочах и перепроверять за сотрудником - хуже нет для любого начальника.
Системность
Вы человек-сторук и полкомпании держится на вас? Все работает, но КАК никто не знает? Опытный владелец бизнеса знает - люди, которые работают хорошо, но не системно - бомба с замедленным действием. Поэтому у вас должна быть четкость во всем, что делаете. Должны быть понятные алгоритмы, планы. Чтобы в любой момент по требованию руководства вы могли рассказать ему, как делаете ту или иную задачу. Чтобы в любой момент, когда руководитель захочет вас повысить и передать вашу текущую работу другому сотруднику - вы смогли бы это сделать быстро, передав своему "приемнику" подробные и понятные инструкции.
Тайм-менеджмент
Повторюсь, работать с неадекватным руководителем не стоит. А вот адекватный руководитель всегда понимает, что постоянная занятость, задержки на работе и работа на выходных - гроша, ломанного не стоит. Потому что все, что нужно такому руководителю - это результат. Если вы даете этот результат без затрат дополнительного рабочего времени - значит вы лучше, чем тот, кто дает такой же результат покрывшись синими пятнами и ночуя за ноутбуком. Учитесь управлению временем, учитесь большей эффективности, это полезно и в работе, и в жизни в целом.
Понимание общей стратегии
Это один из самых главных пунктов. В большинстве случаев работники считают, что их начальник "козел" и пытается их везде подставить, обмануть, не доплатить и "вообще". Иногда начальник и правда козел, что греха таить. Но очень часто действия руководства являются следствием желания увеличения эффективности работы бизнеса в целом, а значит совершаются ради его дальнейшего роста (Действия эти иногда неверные, но только потому, что руководитель просто не знает правильного метода, а не потому, что желает всем зла). Не бывает роста заработных плат сотрудников, не бывает повышений в должностях без соответствующего повышения показателей работы компании (прежде всего прибыли). Сначала «общее дело», потом «дело каждого». Потому что общее влияет на каждого. Если вас заставили писать очередной "бесполезный" отчет, подумайте, а настолько ли он бесполезен для компании (даже если лично для вас он бесполезен). Чем он поможет руководству. Поставьте себя на место начальства, попытайтесь понять, а не можете понять - попросите объяснить. Сотрудник, который понимает или хотя бы пытается понять позицию руководства, а не просто отвергает, не приемлет изменения и решения, - один из самых ценных. Ведь если сотрудник является единомышленником директора, то, кого, как не его, нужно повышать?
Надеюсь кому-то моя статья поможет достичь карьерных высот, а кому-то - научиться выявлять достойных кандидатов на повышение внутри бизнеса.