При решении вопроса, должна ли организация, осуществляющая строительные работы, встать на учет в налоговом органе по месту строительства как обособленное подразделение, необходимо руководствоваться п. 2 ст. 11 НК РФ. В нем указано, что обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места на срок более одного месяца. В свою очередь, определение рабочего места дается в ст. 209 ТК РФ. Это место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Причем работы могут организовываться в форме командировки или вахтового метода.
Таким образом, получается, что, если организация-субподрядчик на стройку сроком более месяца отправила своих работников, у нее там возникает подразделение. Эта же стройка будет являться подразделением и для генподрядчика, если на ее территории он организует рабочие места (стол, стул, вагончик для прораба, сторожа и т.п.). Если же заказчик на этой же стройке посадит своего сотрудника - менеджера - для привлечения инвесторов или дольщиков, и будет с ними там заключать договоры, то и для этой организации стройка будет являться обособленным подразделением.
Обратите внимание! Как часто на стройку приезжает тот или иной работник, значения не имеет. В Письме от 16.05.2017 N 03-02-07/1/30877 Минфин России указал, что обособленное подразделение признается таковым независимо от формы организации работы, от конкретных строительных работников, выполняющих определенную работу, срока нахождения конкретного работника на стационарном рабочем месте. При этом в случае затруднения с определением подразделения финансисты для точного ответа посоветовали обратиться в налоговую инспекцию по месту нахождения организации или по месту осуществления деятельности.
Если же компания не создает оборудованные рабочие места для своих сотрудников или продолжительность работ на стройке составляет не более одного месяца, деятельность организации в таких условиях не приводит к образованию обособленных подразделений.
Таким образом, если в договоре между подрядчиком и заказчиком написано, что последний организует рабочие места для работников подрядчика и контролирует их, строительной организации можно попытаться избежать регистрации подразделения. Аналогично, подразделения не будет, если работу для генподрядчика выполняет субподрядчик. А генподрядчик ни одного работника на эту стройку не ставит. В противном случае, подразделение придется регистрировать.
Анализ арбитражной практики также показывает, что само по себе заключение договора подряда не свидетельствует о создании обособленного подразделения по месту осуществления подрядных работ (см. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 15.02.2010 N А05-9705/2009). Напротив, если создание всех необходимых для выполнения подрядных работ условий договором возложено на заказчика этих работ (он своевременно обеспечивает объемы работ, всю необходимую для их выполнения документацию; контролирует ход выполнения работ; дает указания по выполнению работ, требует отчет об их исполнении, составляет акты), то при таких обстоятельствах не усматривается создание именно подрядчиком стационарных рабочих мест.
Кроме того, в случае, когда организация направляет своих работников в служебную командировку для выполнения работ без создания стационарных рабочих мест, обязанности по постановке на учет по месту выполнения таких работ не возникает (Постановления АС Поволжского округа от 02.11.2016 N Ф06-14096/2016 по делу N А12-2223/2016, от 27.10.2016 N Ф06-13908/2016 по делу N А12-2226/2016, Северо-Западного округа от 17.11.2016 N Ф07-9662/2016, Ф07-9663/2016 по делу N А05-11664/2015 и др.). С этим выводом согласен и Минфин России (Письма от 13.11.2015 N 03-02-07/1/65879, от 24.05.2013 N 03-02-07/1/18634).
Таким образом:
- при нахождении строительной площадки по адресу, отличному от местонахождения организации (что, как правило, и происходит при строительстве);
- работе сотрудников организации на таких строительных площадках (вне местонахождения организации), когда на строительной площадке создается рабочее место (на срок более одного месяца), которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя, -
возникает риск признания налоговыми органами возникновения обособленного структурного подразделения, которое необходимо поставить на учет по месту строительства объекта.
Что же касается градации рисков, то мы, основываясь на всем вышеприведенном, особенно с учетом арбитражной практики, которая относится к предыдущим годам и имеет тенденцию значительных изменений не в пользу налогоплательщиков, можем говорить о следующих вариантах:
Вариант 1. Организация самостоятельно организует строительную площадку (завозит необходимое оборудование, разрабатывает и контролирует соблюдение различного рода правил (безопасности, охраны труда и т.п.)), т.е. фактически создает стационарные рабочие места для собственных работников. В такой ситуации с высокой вероятностью можно утверждать, что речь идет о фактическом создании обособленного подразделения, требующего постановки на учет в налоговом органе.
Вариант 2. Организация привлекается для выполнения работ по договору подряда на строительную площадку, оборудованную иным лицом (например, заказчиком или генподрядчиком), которое устанавливает и контролирует соблюдение на ней различного рода норм и правил (охраны труда, безопасности и т.п.).
В этом случае при направлении работников строительной организации на строительную площадку риск признания возникновения у организации обособленного подразделения, требующего постановки на учет, является минимальным.
В отношении ответственности за не постановку на учет обособленного подразделения существует положительная практика о которой можно узнать из пункта 23 Обзора судебной практики ВС РФ N 4 (2017) (утв. Президиумом Верховного суда РФ 15.11.2017). Налогоплательщик, как разъясняют высшие судьи, несет ответственность за неисполнение обязанности по сообщению налоговому органу сведений о созданных обособленных подразделениях в соответствии со статьей 126 НК РФ, а не пунктом 2 статьи 116 НК РФ. А названная статья 126 НК РФ предусматривает, что по общему правилу непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ. Исключение из этого правила - если деяние содержит признаки налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 119, 129.4, 129.6, 129.9 - 129.11 НК РФ, а также пунктами 1.1 и 1.2 статьи 126 НК РФ, что к нашему случаю не относится. Таким образом, штраф за неуведомление налогового органа о создании обособленного подразделения составит 200 руб.
На сегодняшний день необходимо внимательно подходить к решению вопроса об обособленных подразделениях, поскольку он четко не урегулирован. Ответственность именно за несообщение о создании обособленного подразделения на сегодняшний день не является излишне суровой по отношению ни к организациям, ни к должностным лицам.
Кроме того, необходимо учитывать, что:
- нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 500 до 1 000 руб. (п. 1 ст. 15.3 КоАП РФ);
- непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от 300 до 500 руб. (п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).
© 1993-2020 ООО "Шела", Стахив С.В.
обособленное подразделение
г.Краснодар, ул.Ленина, 41
тел.: (861) 262-51-25
факс: (861) 262-78-63
Email: secretary@auditor.su