Существует множество концепций мотивации персонала. В этой статье краткое изложении Типологической концепции Герчикова Владимира Исаковича, одной из уникальных отечественных концепций в теории Управления персоналом.
«Трудовая мотивация» имеет много значений:
- это меры, которые организация использует для того, чтобы работник трудился с наибольшей эффективностью;
- это потребности и ожидания самого работника в организации;
- это сама система денежного стимулирования, которая определяет сколько какой категории сотрудников платить.
За основу модели он взял трудовое поведение работника в организации и тип его мотивации. Трудовое поведение может быть следующим: активное, конструктивное, пассивное и деструктивное. А тип мотивации – ориентация на достижение или на избегание.
Если у работника мотивация достижения, то он стремиться получить (достичь) в обмен за свой труд: зарплату, квалификацию, самоутверждение, практический опыт и т.д.
Мотивация избегания предполагает, что на первом месте у него стоит не желание что-то достичь, а лишь боязнь наказания, проявления недовольства со стороны руководства, лишение льгот, увольнения и т.д.
Герчиков Владимир Исакович определил четыре типа с мотивацией достижения:
Инструментальная: мотивирует только цена – величина заработной платы и социального пакета. Сама работа для такого сотрудника не является значимой ценностью, а рассматривается им только как источник заработка и других благ, получаемых в качестве вознаграждения за труд.
Профессиональная: сотрудник ценит на работе содержание, возможность показать себя и доказать, что он может справиться с трудным заданием. Такой работник быстро становится профессионалом в своём деле. Важна интересная, но не рутинная работа. Зарплату он рассматривает только показатель того, как оценивается его профессионализм. Как правило, становится лучшим специалистом в своем деле в компании в очень короткие сроки.
Патриотическая: работник нуждается в общественном признании своего участия в деятельности организации, охотно участвует во всех делах организации, ценит результативность общего дела. Чаще нуждается в моральном, нежели в материальном поощрении. Старается взять на себя дополнительную ответственность.
Хозяйская: такой работник стремится к полной автономии, добровольно принимает на себя ответственность за выполняемую работу, как правило не терпит контроля. Этот тип чаще встречается среди предпринимателей, чем у наемных работников. Таким можно поручать любое дело, как правило, оно будет выполнено в срок и качественно.
Последний в данной типологии, это работник, который имеет избегательную мотивацию, (до 2004 года Герчиков В.И. использовал термин Люмпенизированная мотивация. На мой взгляд одной из причин замены термина стало то, что современным студентам приходится дополнительно объяснять, кто такие люмпены).
Избегательная: такой работник старается не переработаться на рабочем месте, такой тип любит «получать», а не зарабатывать, никогда ни за что не отвечает, организовывает частые перекуры, отдых и т.д.
Несмотря на то, что существуют такие типы трудовой мотивации, надо помнить «не бывает плохих типов работников, потому что каждый тип работника может быть эффективен в конкретной ситуации». Но об этом в следующих публикациях!