Найти в Дзене

Смотрим на образцово-показательную троллейбусную сеть Сибири. Посещаем Братск

Заметки путешественника

Всем привет!

Сегодня я расскажу о троллейбусной системе Братска.

Братск расположен на севере Иркутской области. Как поселение он достаточно древнее, но статус города получил лишь в 1955 году. Троллейбусная система имеет 5 ведущих маршрутов и 4-5 "побочных". Многие могут подумать, что система достаточно обыденная, скромная, однако это не так.

Троллейбус ВМЗ-5298.00 на маршруте 1ук, Братск. Фото: Максим Фандюшин
Троллейбус ВМЗ-5298.00 на маршруте 1ук, Братск. Фото: Максим Фандюшин

Ну, начнём с истории. Ещё в начале 70-х годов 20 века начались разработки троллейбусной системы в Братске. Первоначально, "рогатые" должны были выполнять функцию подвоза работников Братского Лесопромышленного комплекса. И вот уже 1 февраля 1975 года жители города встретили первый маршрут троллейбуса: от Рынка до БЛПК. Его обслуживали новые троллейбусы ЗиУ-682Б, закупленные к моменту пуска в количестве 10 единиц. Протяжённость маршрута составляла чуть больше 6,5 километров.

 Троллейбус СТ-682Г на маршруте 5, Братск. Фото: Максим Фандюшин
Троллейбус СТ-682Г на маршруте 5, Братск. Фото: Максим Фандюшин

Уже годом позднее был открыт новый участок линии по улице Подбельского до ДК "Металлург", длиной в 800 метров. Это позволило запустить ещё 2 маршрута: 3, от Металлурга до БЛПК и 4 до Рынка. К 1978 году линию от рынка продлили по улицам Гагарина и Рябикова до 14 школы, куда пустили продленный маршрут 1. А вот уже в следующем году произошло масштабное открытие линии по улицам Янгеля, Обручева, Ломоносова до Профлицея 24 (СГПТУ-24). По этим улицам перенаправили и продлили "четвёрку". К этому моменту в городе курсировало уже больше 20 троллейбусов ЗиУ-682В.

 Троллейбус ВМЗ-170 на маршруте 2, Братск. Фото: Максим Фандюшин
Троллейбус ВМЗ-170 на маршруте 2, Братск. Фото: Максим Фандюшин

В начале 80-х началось строительство ещё одного участка линии - от БЛПК до Хлорного завода. В 1981 она была сдана в эксплуатацию с пуском по ней маршрута 1. Однако в таком виде про существовал он недолго - буквально через полгода его вернули назад,ю из-за низкого пассажиропотока, сделав лишь спецрейсы до завода. Так появился (то есть, первый хлорный). К середине 80-х число троллейбусов в парке почти достигает полсотни машин.

 Троллейбус ЗиУ-682Г на маршруте 1ук, Братск. Фото: Максим Фандюшин
Троллейбус ЗиУ-682Г на маршруте 1ук, Братск. Фото: Максим Фандюшин

Конец 80-х тоже выдался ударным для троллейбуса: построив линию по улице Крупской, была запущен новый маршрут 2 до ДК "Металлург", который двигался по часовой стрелке от Рынка до 22 микрорайона, в то время как "единицу" пустили против часовой стрелки.

Далее была продлена линия от ДК "Металлург" до ДОСААФ, куда прошли маршруты 2,3 и 4. Одновременно с этим по трассе "четверки" пустили маршрут 5 от СГПТУ-24 до БЛПК. Также была построена линия по Южной улице и по новому участку Комсомольской улицы, куда были пущены маршруты 1 и 2. Помимо этого, появились спецрейсы маршрута 3 до Хлорного завода.

Такие же рейсы позднее получает и 5х.

 Троллейбус СТ-6217М на маршруте 2, Братск. Фото: Максим Фандюшин
Троллейбус СТ-6217М на маршруте 2, Братск. Фото: Максим Фандюшин

Маршрут 1 приобретает укороченную версию 1ук до автостанции с режимом работы вне пик. Тогда роль троллейбуса в городе слегка изменилась: он стал не только подвозом к комбинату, но ещё и основным видом транспорта для перемещения людей в "новом" городе.

В планах была постройка линии по проспекту Ленина, однако планам не было суждено сбыться. Тем не менее, это не помешало пустить там троллейбус на автономном ходу. В 2012-2013 годах в город поступило три машины СТ-6217М на базе автобуса НефАЗ-5299, с аккумуляторами и запасом хода на 60 километров. Это позволило запустить маршрут 2а от Рынка до ДОСААФ, далее кольцом по улице Энгельса, Советской и проспекту Ленина.

 Троллейбус СТ-6217М на маршруте 2, Братск. Фото: Максим Фандюшин
Троллейбус СТ-6217М на маршруте 2, Братск. Фото: Максим Фандюшин

Определённое время этот маршрут проработал стабильно, однако сейчас о его судьбе мало известно: у части машин испортилась система автономного хода и возможность движения по маршруту стала, по сути, невозможной. Возможно, его починят и в скором времени троллейбусы снова появятся на тех улицах. Пока что маршрут вряд ли можно назвать регулярным.

 Троллейбус ВМЗ-5298.00 на маршруте 2, Братск. Фото: Максим Фандюшин
Троллейбус ВМЗ-5298.00 на маршруте 2, Братск. Фото: Максим Фандюшин

Во второй половине 90-х троллейбусный парк был дооборудован для работы со сочлененными троллейбусами. Тогда городом были приобретены два ЗиУ-6205. До наших дней в рабочем состоянии дожил один, второй находится на консервации. В 00-х годах 21 века городом были закуплены ещё три сочлененных троллейбуса: ВМЗ-6215.

Также город активно обновлял парк троллейбусами ВМЗ-5298 и СТ-6217. На базе "Мегаполиса" поступил троллейбус СТ-5265. Последняя поставка троллейбусов произошла в 2019 году, когда были куплены 3 ВМЗ-5298 "Авангард". Сейчас на балансе парка имеется 61 машина с ежедневным выпуском на маршрут около 35 единиц.

 Троллейбус ВМЗ-5298.01 "Авангард" на маршруте 4, Братск. Фото: Максим Фандюшин
Троллейбус ВМЗ-5298.01 "Авангард" на маршруте 4, Братск. Фото: Максим Фандюшин

Братский троллейбус уж очень долгое время являлся образцово-показательным в России, получал награду "Мальтийский рыцарь", был дважды лауреатом премии "Золотая колесница", получал статус "Предприятие года-2011" за высокоэффективное оказание услуг. Предприятие до сих пор старается держать марку, хотя ряд троллейбусов все же нуждаются хотя бы в косметическом ремонте, например, тот самый сочлененных 6205. Но нельзя отметить того факта, что большая часть машин выглядят презентабельно. Более того, троллейбус всегда ходит согласно интервалам и "неприятных" сюрпризов от него ждать не стоит. Ходят троллейбусы достаточно часто. Так, самый популярный, 2й может ходить раз в 5-7 минут вне пик. Маршруты 1,3,5 работают исключительно в пиковое время, а 1ук,2,4 полный рабочий день.

 Троллейбус ЗиУ-6205 на маршруте 3, Братск. Фото: Максим Фандюшин
Троллейбус ЗиУ-6205 на маршруте 3, Братск. Фото: Максим Фандюшин

На январь 2020 года стоимость проезда в троллейбусе составляет 25 рублей.

Перспективы у троллейбуса в городе таковы, что он будет продолжать работать в стабильно режиме, котором он существует сейчас. Планы по развитию сети в настоящее время отсутствуют. Были планы по закупке 15 троллейбусов с УАХ, но реализуют ли эти планы - пока неизвестно. Если да, то это позволит расширить троллейбусную маршрутную сеть, например, до жилого района "Северный Артек".

Троллейбус ВМЗ-5298.01 "Авангард" на маршруте 4, Братск. Фото: Максим Фандюшин
Троллейбус ВМЗ-5298.01 "Авангард" на маршруте 4, Братск. Фото: Максим Фандюшин

Хочется от всей души пожелать работникам Братского троллейбусного управления успехов в трудовой деятельности с надеждой на то, что они также продолжат помогать сохранять предприятию статус передового в своей отрасли.

 Троллейбус ЗиУ-6205 на маршруте 3, Братск. Фото: Максим Фандюшин
Троллейбус ЗиУ-6205 на маршруте 3, Братск. Фото: Максим Фандюшин

На этом статья подходит к концу. В следующей мы поговорим с Вами о трамвайной системе Усолья-Сибирского.

Спасибо за внимание, ставьте лайки, подписывайтесь на мой канал!

До новых встреч!