Найти тему
Энергия+

Запасы нефти: у кого больше?

Оглавление

Если бы популярные в прошлом веке прогнозы об объемах мировых запасов нефти и их использовании оправдались, сегодня мы или вернулись бы к мотыге, или, наоборот, сделали бы невообразимый рывок, полностью перейдя на альтернативные источники энергии. Но все сложилось иначе: нефти в мире по-прежнему достаточно, хотя добывать ее стало сложнее, а соотношение сил на рынке существенно изменилось.

ЕЩЕ НА ПОЛВЕКА

Сорок лет назад эксперты нередко говорили о том, что нефти хватит лет на 20–30, после чего она иссякнет: в 1980 году ОПЕК оценивала мировые доказанные запасы в 644 миллиарда баррелей. С тех пор человечеству удалось извлечь из скважин около триллиона баррелей сырой нефти. Это не помешало мировым запасам превысить в конце 2018 года уровень 1980-го почти в 2,5 раза, достигнув, по разным оценкам, 1,5–1,7 трлн баррелей.

Летом 2019 года в обзоре BP Statistical Review of World Energy сообщалось, что мировых запасов нефти хватит еще лет на 50, но это в среднем: при сохранении нынешних темпов добычи в Южной и Центральной Америке резервы не иссякнут в ближайшие 136 лет, в то время как Европе нефти хватит только на 11 лет. Американское Управление энергетической информации (EIA) консервативнее, но тоже обещает десятка три безбедных лет.

Растущий спрос на нефть в мире полностью удовлетворяется, хотя предложение и ограничено политическими и экономическими факторами: сейчас это квоты ОПЕК+ на добычу нефти, конфликт США с Ираном и Венесуэлой, у которых Соединенные Штаты и ряд других стран перестали закупать нефть, и с Китаем, который, в свою очередь, перестал закупать нефть у США. По данным Международного энергетического агентства (IEA), мировое предложение нефти увеличилось в 2018 году до 98,3 млн баррелей в сутки с 95,7 млн годом ранее, а в июле 2019 года достигло психологически важной отметки в 100 млн баррелей в сутки.

Объем запасов нефти в мире в млрд баррелей
Объем запасов нефти в мире в млрд баррелей

ЗАПАСЫ, ДОБЫЧА И ЭКСПОРТ: У КОГО БОЛЬШЕ?

Самая богатая страна по запасам нефти — Венесуэла (17,5% мировых запасов, по данным BP). За ней следуют Саудовская Аравия (17,2%), Канада (9,7%), Иран (9%) и Ирак (8,5%). Однако объем запасов нефти у конкретной страны не­обязательно совпадает с ее местом в глобальном производстве углеводородов и их экспорте. Так, в 2018 году прирост мировой добычи нефти (на 2,2 млн баррелей в сутки) практически полностью обеспечили резко нарастившие добычу США, на которые приходится всего 3,5% мировых запасов. Это в пять раз меньше, чем запасы второго в мире производителя, Саудовской Аравии. Запасы России, занявшей в 2018 году третье место по объему производства нефти, оцениваются лишь в 6,1% общего мирового объема.

Лидерство среди экспортеров нефти зависит от целого ряда факторов: себестоимости добычи, политической конъюнктуры, наличия или отсутствия требуемой инфраструктуры и объемов собственного потребления нефти. В 2018 году первое место по объему экспорта нефти в мире было у Саудовской ­Аравии, второе — у России, третье — у Ирака, за которым следовали Канад­а, Объединенные Арабские Эмираты и Кувейт.

Пример США показывает, что одна и та же страна может быть одновременно крупным импортером и экспортером нефти: сняв в конце 2015 года 40-летнее эмбарго на поставки нефти за рубеж, страна активно наращивает экспорт. Это связано как с ограничениями транспортировки нефти внутри США, так и с тем, что нефтеперерабатывающие заводы на восточном побережье страны спроектированы под переработку тяжелой нефти, а в США добывается в основном легкая нефть. В 2018 году добыча нефти в США вырос­ла на 1,6 млн баррелей в сутки по сравнению с 2017 годом, до 10,9 млн баррелей в сутки. При этом, по данным ЕIA, США в 2018 году удалось почти удвоить экспорт нефти — до 2 млн баррелей в сутки с 1,2 млн в 2017 году.

-3

Сегодня политические реалии способны быстро менять направление и объемы экспортных потоков. В середине 2018 года на новом витке торговой войны с США крупнейший импортер американской нефти Китай перестал ее закупать. Освободившиеся 376 тыс. баррелей нефти в сутки и еще дополнительный объем США отправили в Южную Корею, Тайвань, Индию и Канаду. Китай, в свою очередь, стал импортировать нефть из Ирана, также поссорившегося с Америкой и попавшего под нефтяное эмбарго США. Отказ США закупать нефть у Венесуэлы позволил России увеличить поставки нефти и нефтепродуктов в Со­единенные Штаты до максимума с 2013 года. Ну а недопоставленную Венесуэлой нефть другим странам с выгодой для себя компенсировали сами США.

РЕСУРСЫ ДОРОГИЕ И ДЕШЕВЫЕ

Не все запасы одинаково легко добыть и поставить на рынок. Себестоимость добычи в разных странах отличается и зависит от запасов: их качества, разведанности, расходов на технологии и других факторов, включая налоги. Если в Саудовской Аравии, Иране и Ираке, где нефть практически лежит под ногами, затраты производителя на баррель нефти ниже $10, то безубыточность для России, по подсчетам Минэнерго, обеспечена на уровне $25 за баррель. По данным Rystad Energy, наибольшие затраты на добычу у Великобритании, Бразилии и Нигерии: в 2016 году компания оценивала их в 44, 35 и 29 долларов за баррель.

Мировая нефтяная отрасль вынуждена была серьезно экономить на инвестициях с 2014 года, когда цены на нефть были низкими. Однако традиционные месторождения с дешевой добычей истощаются, а значит, в дальнейшем сложность и себестоимость производства нефти будут расти во всем мире, что может привести к сокращению доли некоторых игроков и целых регионов в мировом производстве нефти.

Исключение составляет разве что Ближний Восток, где по-прежнем­у со­средоточены большие объемы дешевых запасов нефти. Они находятся под контролем стран — членов картеля ОПЕК, который благодаря этому имеет большие возможности для влияния на мировое предложение нефти, а значит, и на цену.

В мире торгуются десятки сортов нефти: с разных месторождений и из разных регионов, различающиеся по плотности, содержанию серы и других примесей. Цены на несколько сортов устанавливаются в ходе торгов на международных биржах. Такие сорта считаются эталонными, или маркерными. На базе их стоимости рассчитывается цена других сортов — со скидкой (дис­контом) или надбавкой (премией), которые определяются качеством нефти и условиями поставок. Нефть низкой плотности (легкая нефть) при первичной перегонке дает больший выход светлых фракций, поэтому соответствующие сорта, как правило, стоят дороже, хотя в последнее время ситуация изменилась. Выше ценятся и низкосернистые сорта, поскольку технологии очистки нефти от серы достаточно дороги.
 Три основных мировых маркерных сорта: Brent, WTI и Dubai Crude. Brent — североморская нефть, служит стандартом цен для ­Европы и стран ОПЕК. 70% мировых поставок нефти оцениваются в привязке к Brent. Котировки нефти WTI (западно-техасской средней) в последние годы, как правило, ниже котировок Brent, хотя по качеству они близки: на фьючерсы на WTI большее влияние оказывают затраты на поставку, загруженность хранилищ и трубопроводов. Dubai Crude — легкая нефть, добываемая в эмирате Дубай (ОАЭ). 
Цена российского экспортного сорта Urals рассчитывается на базе стоимости Brent. Обычно дисконт составляет $1–2 и объясняется более высокими плотностью и содержанием серы в Urals и, как следствие, меньшей ценностью производимых из нее продуктов. Цена российской легкой сибирской нефти ESPO обычно определяется от котировок Dubai.
Три основных мировых маркерных сорта: Brent, WTI и Dubai Crude. Brent — североморская нефть, служит стандартом цен для ­Европы и стран ОПЕК. 70% мировых поставок нефти оцениваются в привязке к Brent. Котировки нефти WTI (западно-техасской средней) в последние годы, как правило, ниже котировок Brent, хотя по качеству они близки: на фьючерсы на WTI большее влияние оказывают затраты на поставку, загруженность хранилищ и трубопроводов. Dubai Crude — легкая нефть, добываемая в эмирате Дубай (ОАЭ). Цена российского экспортного сорта Urals рассчитывается на базе стоимости Brent. Обычно дисконт составляет $1–2 и объясняется более высокими плотностью и содержанием серы в Urals и, как следствие, меньшей ценностью производимых из нее продуктов. Цена российской легкой сибирской нефти ESPO обычно определяется от котировок Dubai.

СЛАНЦЕВАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Однако в последние годы на предложение нефти в мире стал оказывать влия­ние еще один важный фактор. Закон предложения гласит, что по мере роста цены на товар увеличивается и объем предложения. В случае с нефтью этот закон можно отлично проиллюстрировать на примере разработки сланцевых запасов: многолетний рост цен на нефть начиная с 2000-х (даже с учетом финансового кризиса 2008 года) спровоцировал повышенный интерес к трудноизвлекаемым сланцам. Как результат благодаря сланцевой нефти США стали главным источником роста добычи в странах вне ОПЕК.

То, что произошло в США, напоминает историю с разработкой месторождений Северного моря, изменившей соотношение сил на мировом рынке в 1980-х. Освоение североморского шельфа увеличило нефтедобычу в Великобритании с 1976 по 1985 год более чем в 10 раз, а в Норвегии — втрое. В итоге сорт североморской нефти Brent на долгие годы стал эталонным для ценообразования других сортов. За последние три года благодаря сланцам добыча в Соединенных Штатах выросла больше чем на треть. Это изменило традиционные рычаги влияния на баланс спроса и предложения на мировом рынке нефти, где еще недавно главным законодателем выступала ОПЕК с ее проверенным механизмом сдерживания или наращивания добычи. Добыча дорогой сланцевой нефти стала механизмом, уравновешивающим рынок: вслед за ростом цен достаточно быстро растут и объемы ее производства, увеличивая предложение и, соответственно, снижая цены. Однако, как долго продолжит расти добыча нефти в США, вопрос дискуссионный.

-5

В Штатах, которые долгое время были зависимы от импорта углеводородов, традиционно считают, что высокие цены на нефть им невыгодны и нет смысла искусственно ограничивать добычу ради поддержания цен. С другой стороны, если цены не будут оправдывать инвестиции в сланцевую добычу, то со временем это приведет к ее сокращению и повышению зависимости США от импорта.При этом на фоне развития технологий себестоимость сланцевой нефти тоже постепенно снижается. По данным исследовательской компания Rystad Energy, в 2015 году североамериканская сланцевая нефть была на втором месте среди самых дорогих жидких углеводородных ресурсов c ценой безубыточности в $68 за баррель, а сейчас этот показатель опустился до $46 за баррель. Так что шансы остаться значимым противовесом странам ОПЕК у США есть.

Ранее мы писали о том, что случилось на мировых нефтяных рынках в 2019 году и почему в России бензин не дешевеет вместе с нефтью.

Заинтересовала тема? Можете что-то добавить? Оставляйте свои комментарии - нам важно знать, что вы думаете.

Оригинал статьи и другие материалы об энергетике читайте на сайте журнала «Энергия+».