Коучи, менторы, помощники, воспитатели, кризисные психологи, медиаторы... Как много появилось названий для самых разных "помогающих профессий"!
Обыватель скажет: зачем только понавыдумывали. Но если бы они не были нужны, то их услугами бы просто не пользовались...
Кроме того, есть большой тренд (направление, мода) на передачу заботы
в разных сферах "на откуп" профессионалам. Женщины больше работают – кто-то же должен взять на себя их задачи!
К помогающим относят и такие профессии, как сиделка, логопед, дефектолог, юрист...
С "источником происхождения" этой сферы социальных услуг связаны 3 главные трудности всех работающих в помогающих профессиях.
С чем сталкиваются профессионалы на работе?
Сложность 1. Ты то самый хороший, то самый плохой!
С советских времен потребительская культура валялась (и частично продолжает оставаться) на низком уровне.
Нахамили, переживаешь тяжелые времена? Пни продавщицу, огрызнись на воспитательницу, наедь на медсестру, обвини врача в некомпетентности. Логично же? Они же должны все это выдержать?
- Проективный материал (проекции собственной плохости или хорошести) сразу "вываливается" на любого помогающего специалиста.
Примеры.
Пара в разводе с удовольствием перестанет "грызть" друг друга и начнет ругаться и обвинять в чем угодно медиатора.
Владелец бизнеса легко перейдет с себя на обвинения "ты плохо работаешь" – ведь он пришел к психологу, он должен терпеть!
"Вы же идеальный врач, вы должны мне помочь!" – заявляет пациент врачу.
В медицине, культуре, в самых разных сферах связка "хорошая мать - плохая мать" у клиента разыгрывается со специалистом.
Сложность 2. Непонятная услуга, объясните!
Репродуктивный труд – сложная штука.
Как объяснить такую "услугу", как "понять, что ребенок врет, но припирать его к стенке бесполезно, поэтому поговорить с ним издалека, уважительно, предложить другие варианты"?
Или как объяснить "пойму вашего (почти) бывшего мужа без слов и выясню, что ему не жалко полквартиры, он просто хочет сделать вам больно"?
Все, что связано с услугами, а тем более – с услугами плюс отношениями, всегда сложно объяснить как продукт.
Вот хлеб – у него есть характеристики. А вот – душевный специалист в салоне. Или внимательный психолог. "Загнать" услугу в рамки четких описаний – значит, выхолостить ее в самой сути...
Специалисты помогающих профессий вынуждены объяснять свой труд в метафорах и сравнениях, на жизненных примерах и кейсах. И в этот момент наступает...
Сложность 3. Как сформулировать "техзадание" в помогающей профессии?
К женщинам в семьях предъявляют ряд требований. Это, например:
- все в семье должны быть здоровы, если нет – это ты недосмотрела;
- должно быть комфортно, уютно в доме;
- ты обязана поддерживать отношения с родными...
Но в семье где-то можно наехать, где-то – подчиниться, подлизаться, разжалобить. Женщина лавирует между
- собственными представлениями, как должно быть
- запросами "потребителей" ее заботы
- требованиями родных, родственников, родителей, школы/садика...
У помогающих специалистов тоже есть свои инстанции. Их работу пытается контролировать государство, сам потребитель ("я вам деньги плачу"), коллеги...
Откуда докуда работает помогающий специалист?
Есть ли отпуск или право на болезнь у няни?
Обязана ли няня обучать английскому, выгуливать собак, готовить или только смотрит за ребенком?
Должна ли медиатор помочь семье с составлением брачного договора или соглашения, или это уже к юристу?
Границы договоренностей расползаются, и очень часто в помогающих профессиях потребитель требует больше, чем стандартная услуга. Да и специалист сомневается, а может, он действительно обязан дать нечто большее?