Найти тему
Сова-Психолог

3 главные трудности помогающих профессий

Оглавление

Коучи, менторы, помощники, воспитатели, кризисные психологи, медиаторы... Как много появилось названий для самых разных "помогающих профессий"!

Обыватель скажет: зачем только понавыдумывали. Но если бы они не были нужны, то их услугами бы просто не пользовались...

Кроме того, есть большой тренд (направление, мода) на передачу заботы
в разных сферах "на откуп" профессионалам. Женщины больше работают – кто-то же должен взять на себя их задачи!

К помогающим относят и такие профессии, как сиделка, логопед, дефектолог, юрист...

С "источником происхождения" этой сферы социальных услуг связаны 3 главные трудности всех работающих в помогающих профессиях.

С чем сталкиваются профессионалы на работе?

Сложность 1. Ты то самый хороший, то самый плохой!

Помогающие профессии – зона эмоций и повышенного риска хамства ( источник - telegraf.com.ua)
Помогающие профессии – зона эмоций и повышенного риска хамства ( источник - telegraf.com.ua)

С советских времен потребительская культура валялась (и частично продолжает оставаться) на низком уровне.

Нахамили, переживаешь тяжелые времена? Пни продавщицу, огрызнись на воспитательницу, наедь на медсестру, обвини врача в некомпетентности. Логично же? Они же должны все это выдержать?

  • Проективный материал (проекции собственной плохости или хорошести) сразу "вываливается" на любого помогающего специалиста.

Примеры.

Пара в разводе с удовольствием перестанет "грызть" друг друга и начнет ругаться и обвинять в чем угодно медиатора.

Владелец бизнеса легко перейдет с себя на обвинения "ты плохо работаешь" – ведь он пришел к психологу, он должен терпеть!

"Вы же идеальный врач, вы должны мне помочь!" – заявляет пациент врачу.

В медицине, культуре, в самых разных сферах связка "хорошая мать - плохая мать" у клиента разыгрывается со специалистом.

Сложность 2. Непонятная услуга, объясните!

Запрос на заботу все больше... (источник фото - pikabu.ru)
Запрос на заботу все больше... (источник фото - pikabu.ru)

Репродуктивный труд – сложная штука.

Как объяснить такую "услугу", как "понять, что ребенок врет, но припирать его к стенке бесполезно, поэтому поговорить с ним издалека, уважительно, предложить другие варианты"?

Или как объяснить "пойму вашего (почти) бывшего мужа без слов и выясню, что ему не жалко полквартиры, он просто хочет сделать вам больно"?

Все, что связано с услугами, а тем более – с услугами плюс отношениями, всегда сложно объяснить как продукт.

Вот хлеб – у него есть характеристики. А вот – душевный специалист в салоне. Или внимательный психолог. "Загнать" услугу в рамки четких описаний – значит, выхолостить ее в самой сути...

Специалисты помогающих профессий вынуждены объяснять свой труд в метафорах и сравнениях, на жизненных примерах и кейсах. И в этот момент наступает...

Сложность 3. Как сформулировать "техзадание" в помогающей профессии?

Договор на такую услугу составить сложно - и часто невозможно (источник - https://tdocs.su/)
Договор на такую услугу составить сложно - и часто невозможно (источник - https://tdocs.su/)

К женщинам в семьях предъявляют ряд требований. Это, например:

  • все в семье должны быть здоровы, если нет – это ты недосмотрела;
  • должно быть комфортно, уютно в доме;
  • ты обязана поддерживать отношения с родными...

Но в семье где-то можно наехать, где-то – подчиниться, подлизаться, разжалобить. Женщина лавирует между

  1. собственными представлениями, как должно быть
  2. запросами "потребителей" ее заботы
  3. требованиями родных, родственников, родителей, школы/садика...

У помогающих специалистов тоже есть свои инстанции. Их работу пытается контролировать государство, сам потребитель ("я вам деньги плачу"), коллеги...

Откуда докуда работает помогающий специалист?

Есть ли отпуск или право на болезнь у няни?

Обязана ли няня обучать английскому, выгуливать собак, готовить или только смотрит за ребенком?

Должна ли медиатор помочь семье с составлением брачного договора или соглашения, или это уже к юристу?

Границы договоренностей расползаются, и очень часто в помогающих профессиях потребитель требует больше, чем стандартная услуга. Да и специалист сомневается, а может, он действительно обязан дать нечто большее?