Что такое коллективизация и для чего она была нужна? По одной распространённой версии это была прихоть Сталина, посредством которой он хотел избавиться от самых трудолюбивых крестьян и забрать себе их тулупы и землю.
По другой, не версии, а исторической необходимости, связанной с техническим прогрессом общества, В СССР назрела настоятельная необходимость укрупнения сельскохозяйственных предприятий и сокращения сельского населения с целью увеличения товарности сельского хозяйства. Иными словами надо было сделать так, чтобы крестьяне не съедали всё, что они произвели, а чтобы у них осталось что-то и для продажи.
Коллективизация была объективно необходима и другого пути для страны не было и вот почему. В начале 20-х гг. в нашей деревне преобладала соха да лучина, в то время как США, Великобритания, другие европейские государства практически полностью завершили электрификацию сельского хозяйства. Из этой отсталой, средневековой деревни приходилось черпать силы и средства для индустриализации страны, формирования современной армии, восстановления разрушенной войной экономики - другого пути просто не было. Этот океан отсталых частных хозяйств надо было переводить на рельсы социалистической коллективизации со всеми ее неизбежными издержками и "минусами". И все это под прессом враждебного капиталистического окружения, форсированными темпами, в исторически кратчайшие сроки - других не существовало.
К концу 20х напряжение вокруг СССР увеличивалось, надежды, что он развалится сам собой, не сбылись. В июле 1929 года Китай захватывает КВЖД. Пришлось ввести войска на территорию Маньчжурии, что заставило китайцев согласиться с положением дел до начала конфликта. Возможная будущая война с Китаем или Японией стала последней каплей, которая вынудила Сталина принять меры к созданию хозяйственной системы, гарантирующей снабжение города и военной промышленности и армии зерном.
Можно ли было увеличить производство с/х продукции, поднимая на неё закупочные цены? Выдающийся русский экономист А. Чаянов доказал, что это положение не верно. Материальное стимулирование работает только тогда, когда тягостность труда не велика, как случилось, когда в село пришла механизация. Крестьяне очень адекватно реагировали на увеличения тягловой нагрузки на себя, если эта нагрузка была им не по силам они сворачивали производство до минимума необходимого для прокорма себя и скотины. После работ Чаянова стало совершенно ясно, что при ручном сельскохозяйственном труде, повышение оплаты за зерно немедленно бы снизило производство зерна, что и случилось после революции, когда производство товарного зерна резко снизилось.
Процесс этот объективный и пройден буквально всеми развитыми странами. В той же Европе крепостное право, а оно было покруче российского ( во Франции все крестьяне поголовно были крепостными, вот где "генетические рабы" ), где кроме крепостных были так называемые черносошные или государственные крестьяне, было отменено лет-то на пятьдесят-шестьдесят раньше, нежели в России. В Германии, например, крепостное право отменял Наполеон. Делалось это по так называемой юнкерской системе. Крестьян освобождали без всякого выкупа, но и без земли. Вся земля оставалась у помещика. Он покупал орудия труда и нанимал батраков из числа крестьян. Те, кому не повезло наняться, имели два права - уйти в город или сдохнуть от голода на месте.
В Англии это удовольствие, когда умерло 15 миллионов человек, растянули на десятилетия. В США этим пользуются и сегодня, когда на фермы ( ранчо ) нанимают сезонных рабочих, счастливо проживающих с не учащимися в школах детишками в симпатичных домиках на колёсах. Наняли на сезон, а после сезона - иди "нафик" и не порти показатели эффективности сельхозпроизводства.
Но вернёмся в Россию. Накануне отмены крепостного права средний крестьянский надел составлял 4,8 десятины ( десятина -1,1 гектара ). В 1900 году он был уже 2,6. Накануне коллективизации надел стал ещё меньше. 25 миллионов крестьянских хозяйств кормили только себя. Товарного хлеба фактически не было. Перед большевиками встали два пути.
Один предложил и горячо отстаивал Николай Бухарин. Это был капиталистический путь. Всё отдаётся на откуп кулаку. Хозяйства укрупняются, лишние крестьяне, лишившиеся земли, подыхают, государство в деревне делает социалистическую революцию. Этот путь большевики посчитали неприемлемым. Кулаков было от силы 1,5-2%. Вы представляете, что из всей массы крестьян было только 2% трудолюбивых рачительных, остальные же бухали водку? Я не верю и правильно делаю, поскольку знаю, что кулак - это не крестьянин. Кулак - это ростовщик. И тут, стоп. Ростовщичество в СССР было запрещено законом. В долг, в кредит, давал только центробанк. Господа, сторонники закона, что надо делать с нарушителями закона? Правильно - наказывать.
Кто такой середняк? Это крестьянин, который имел лошадь для обработки земли и набор необходимых сельхозорудий. В его хозяйстве имелись корова, свиньи, куры и прочие гуси. Было середняков порядка двух третей от общего числа крестьян. Беднота составляла треть и состояла из попавших по разным причинам в кабалу к кулаку крестьян, в том числе и из-за любви к водке. Было ли у середняка пять лошадей? Нет не было. Они ему в таких количествах были абсолютно не нужны. Свой надел он вполне обрабатывал одной лошадью.
Поэтому в июне 1929 года началась массовая коллективизация (противоречившая даже плану ВСНХ) - естественно, она проводилась с широким применением принудительных мер. Осенью она дополнилась насильственными хлебозаготовками. В результате этих мер объединение в колхозы действительно приобрело массовый характер.
В январе-марте 1930 года прошло не менее 2200 вооруженных выступлений с участием почти 800 тысяч крестьян . Только массовых выступлений, в которых участвовало 125 тысяч человек, в январе 1930 года зарегистрировано 346, а в феврале уже 736 выступлений и более 220 тысяч участников. За первую половину марта - 595 крупных выступлений и 230 тысяч участников, не считая Украины, да еще 500 выступлений на Украине. Процесс явно шел по нарастающей.
2 марта 1930 года Сталин публикует в "Правде" статью «Головокружение от успехов» с критикой «перегибов». В статье главная ответственность за ошибки допущенные в ходе коллективизации возлагалась на местных партийных работников, обвинённых в "головотяпстве". Так кстати и было. Никто не требовал с них обобществления земли и раздражавших крестьян насильственных действий. В статье указывалось также на необходимость осторожности в коллективизации и ее полной добровольности.
Нажим на крестьян был ослаблен, начался отток из колхозов. Степень коллективизации, которая к тому моменту достигла 57% всех дворов, в апреле упала до 38%. В мае 1930 г. в колхозах осталось 23,6% всех крестьянских хозяйств, в том числе: в Нижне-Волынском крае - 37,5%, на Северном Кавказе - 58,1%, на Украине - 38,29%. В июне до в колхозах осталось 25% крестьян. Затем она до января 1931 г. стабилизировалась на уровне 22-24%, а потом стала расти вплоть до 93% к лету 1937 г.".
Процесс коллективизации сопровождался кризисом в обеспечении крестьян питанием. Ключевой показатель — это процент коров на один двор. Логично, что тем их меньше — тем больше оказалась смертность летом 1933 года. Куда делись коровы?
Это крестьяне начали массовый забой своей личной скотины по принципу "не доставайся-же ты никому!" на почве слухов о тотальном обобществлении скота. Забой осуществлялся вопреки прямым запретам власти не резать скот не по ветеринарным показателям.
В результате общее поголовье скота крестьяне почикали более чем в два раза: с 276 млн. голов в 1928 году до 117 млн. в 1933-м. Ну, а виноват, конечно, во всем "кровавый Сталин". При том, что никакого тотального обобществления никто и не планировал.
1 ноября 1930 года вышло постановление ЦИК и Совнаркома, запрещающее забивать скот до 31 декабря 1930 года. Весной 1932 г. местным властям было запрещено обобществлять скот и даже было предписано помочь колхозникам в обзаведении скотом.
Да, деревня платила тяжелую для нее дань индустриализации, но и индустриализация стала быстро платить по взятому в долг. Несмотря на все трудности, индустриализация привела к резкому росту технической вооружённости сельского хозяйства.
Вступили в действие крупные тракторные заводы (но это были также танковые заводы). К 1930 году на колхозные поля вышло около 200 тысяч тракторов (в 1932-1937 гг. их выйдет уже 500 тысяч). За 1933-1937 годы было произведено свыше 500 тыс. тракторов (в 15-сильном исчислении), 123,5 тыс. комбайнов, свыше 142 тыс. грузовых автомобилей для села. К концу Второй пятилетки в сельском хозяйстве работало 345 тыс. тракторов и 129 тыс. комбайнов, сделанных в основном на отечественных заводах. Трактора и комбайны позволили увеличить зерновой клин.
Личное подсобное хозяйство - второй путь стабильного семейного дохода для колхозника. Случалось одного члена семьи делегировали в колхоз на выработку трудодней на всю семью, а остальные посвящали время хозяйству - корове, пчёлам, поросятам, яблокам и грушам. Всё, выращенное на приусадебном участке, везли на колхозные рынки, сеть которых была развита невероятно.
С 1928 года по 1939 г., количество заготовок выросло практически в 2,8 раза. У многих «исследователей», глядя на возросшие цифры заготовок и скорректированные значения валового сбора, возникает соблазн начать рассуждать о «безжалостной политике выкачивания зерна» или как весьма поэтически высказались в одном научном издании, данная новелла «…позволяла кратократии существенно увеличивать норму обязательных поставок зерна в «закрома государства»…».
Средняя урожайность в 1932-1936 год – 8,1 центнер с гектара. Если мы возьмем эту среднюю урожайность, то нормы гос. поставок составят 14% от общего объема урожая. Из той части, которую забирает государство, часть поставок идет на нужды армии, другая часть поступает в государственные магазины, где продается по фиксированным ценам.
Свою часть 8%, забирает себе МТС, прибавим 8% к 14% получается 22%.
И еще одно обязательство:
«Каждому колхозу и единоличному хозяйству вручается, наряду с обязательством по поставке зерна государству, особое обязательство по установленному законом начислению (ст. 14 Постановления СНК Союза ССР и ЦК ВКП(б) об обязательной поставке зерна государству колхозами и единоличными хозяйствами - С.З. СССР, 1933, N 4, ст. 25) для снабжения сельских учителей, агрономов и медработников. Количество хлеба, подлежащее сдаче по этому обязательству, определяется размером хлебосдачи, установленным по основному обязательству, и процентом начисления, установленным постановлением совета народных комиссаров республики, краевого или областного исполнительного комитета. На основании ст. 14 Постановления СНК Союза ССР и ЦК ВКП(б) от 19 января 1933 г. этот процент начисления не должен быть выше 2%.»
Итого: 22+2=24%.
Таким образом, любители выть дурным голосом про «колхозное рабство» и ограбленных крестьян могут заткнуться: размер выплат государству в виде обязательных гос. поставок и платы за услуги МТС весьма скромный. И это притом, что государство возвращает часть стоимости взятого, а МТС оказывает колхозу важные услуги. Итак, часть урожая досталось государству, часть ушло в МТС, часть берет себе колхоз, пополняя колхозные фонды. Оставшийся урожай делится между колхозниками. И делится не поровну, а в зависимости от того, кто как работал. Тот, кто работал больше других, мог рассчитывать на большую долю общего дохода.
Общее мнение крестьян колхозников перед войной - только зажили по-человечески, а тут война. Война и показала, как жили колхозники. Отец одного лётчика на свои сбережения купил сыну Аэрокобру за 69 000 тех американских долларов, которые дороже нынешних в сто раз. Другие крестьяне в складчину купили танковую колонну.