“Демон сидящий” (1890) это самый, пожалуй, знаменитый и человечный из врубелевских демонов. Это, конечно же, образ идущий не из Библии, а от Лермонтова - сильный, страдающий и бунтующий романтический герой.
Врубель буквально запихивает эту мускулистую микелеанджеловскую фигуру в тесные рамки картины. Демону очень неудобно, да еще он и сидит на твердых и острых, хоть и сверкающих все красотой мира, камнях. Сидит уже , может, века, поскольку почти окаменел. Его очерченные рельефные бледные мускулы делают его тело больше похожим на каменную статую , чем на живую плоть.
Но при этом он не замечает этого стеснения, в его глазах только огонь и тоска. Нет даже злобы. В нем вообще нет ничего “демонического” в дешевом смысле этого слова. Трудно себе представить его смеющимся злорадным смехом оперного Мефистофеля из “Фауста” Гуно.
Демон Врубеля - тот, кто потерял всё и потерял очень рано. Пишут иногда про женственные черты в его внешности, но, мне кажется, это просто юность он не более женственен, чем любой только созревший юноша.
Но он уже всё потерял. Что именно - Тамару или Рай , не так важно, важно, что эта потеря постоянно терзает его и будет мучать его всегда. И это и есть по Врубелю настоящий Ад . Тому у кого пожар внутри не нужно никакого пламени.
И проклял Демон побежденный
Мечты безумные свой,
И вновь остался он, надменный,
Один, как прежде, во вселенной
Без упованья и любви!..
(М.Ю.Лермонтов. "Демон")