Родителям, решившим растить детей в рамках свободного воспитания, совсем не просто понять, как можно установить границы: ведь нельзя бить детей, кричать и ругаться, унижать достоинство, делать постоянные замечания. Как же тогда действовать, если ребёнок совершил ошибку или раз за разом делает что-то недопустимое?
Рассмотрим два случая: что делать, если ребёнок совершает грубые нарушения и как вести себя в остальных ситуациях.
Пресечение грубых нарушений
Пресечение обычно необходимо в случае нарушения общих правил: не бить, не портить вещи и не уважать чужой труд. Если ребёнок уже знаком с данными правилами и всё же не соблюдает их, первое, что необходимо сделать, – остановить его действия.
Сначала скажите ребёнку о том, что он нарушает правило:
— Ты сейчас портишь книгу, а портить вещи нельзя.
Если ребёнок не воспринимает запрет, то для младших детей лучше всего действует простое пресечение действий:
— Ты портишь книгу. Мне придётся забрать её у тебя.
— Ты мешаешь ребятам стоить город из песка, нам придётся отойти и посидеть в стороне, чтобы не мешать.
— Ты хочешь побить мальчика, а бить нельзя. Мне придётся подержать тебя, пока ты не успокоишься.
Не бойтесь проявлять строгость в подобных ситуациях. Будьте последовательны: всегда останавливайте недопустимые действия малыша.
Другие правила могут меняться в зависимости от обстановки. Бывают правила, принятые в вашей семье:
— В нашей семье не смотрят телевизор за едой.
Или правила в каком-то определённом месте:
— Сейчас мы пойдем в поликлинику. Там не принято разговаривать громко.
Обязательно следует сообщить ребёнку о правилах заранее, а также желательно объяснить, где именно соблюдается то или иное правило и почему оно возникло:
— Если мы будем вставать с мест, то на следующих рядах не будет видно, что происходит на экране.
Метод естественных последствий
Если срочное вмешательство родителей не требуется, выбирайте метод естественных последствий.
Например, если ребёнок поставил стакан на самый край стола, вы можете предупредить его:
— Стакан стоит на столе и может упасть.
А можете и не предупреждать вовсе. Ребёнок сам увидит последствия своих действий – пролитую воду. В таких случаях следует соблюдать спокойствие и помочь малышу самому справиться с последствиями: дать ему тряпку, чтобы вытереть воду.
В некоторых ситуациях сложно увидеть разницу между наказанием и методом естественных последствий. Если вы запрещаете ребёнку пользоваться вещью, которую он неоднократно ломал, – это наказание или последствие? Если ребёнок берёт без спросу чужие вещи на детской площадке, и вы вынуждены уйти, – это наказание или последствие?
На самом деле есть условия, которые отличают наказание от естественного последствия.
Наказание: «Если ты сейчас же не придёшь за стол, после ужина останешься без мультиков!».
Естественное последствие: «Если ты не сядешь ужинать сейчас, то у тебя не хватит времени посмотреть мультик после ужина. Ты же помнишь, что в 8 мы выключаем телевизор и начинаем готовиться ко сну?».
Что отличает эти сообщения:
- Форма, в которой мы это преподносим.
Первое сообщение является авторитарным. Это простое приказание, у ребёнка нет выбора, ему не нужно задумываться, что делать, это решает за него родитель. Во втором сообщении мы предупреждаем его о том, что может произойти, но ничего не приказываем.
- Причина, по которой мы это делаем.
В первом случае мы хотим, чтобы ребёнок расплатился за своё непослушание. Вы втором мы хотим, чтобы ребёнок научился тому, что у всего бывают последствия, что есть определённые временные рамки.
- Чувства, которые это вызывает у ребёнка.
В первом случае ребёнок чувствует себя беспомощным, ощущает превосходство родителя, часто это вызывает чувство протеста, и ребёнок специально не идет ужинать. Во втором случае ребёнок понимает, что он сам контролирует ситуацию, и только от его собственных действий и решений зависит ход событий.
Наталия Гончарова — детский психолог и Монтессори-педагог
Ещё статьи по теме:
Как устанавливать правила ребёнку, чтобы не испортить с ним отношения
Выстраивание границ с ребёнком в Монтессори-стиле
8 фраз Монтессори-педагогов, которые помогают выстроить уважительные отношения с детьми