Найти тему
ИА "ALANIR"

08.08.08 - УРОКИ АВГУСТА

АВГУСТ 2008 ГОДА СТАЛ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИМ ВОДОРАЗДЕЛОМ, КОТОРЫЙ ЗАФИКСИРОВАЛ КОНЕЦ ОДНОПОЛЯРНОГО МИРА, ОДНАКО ОСОЗНАНИЕ ЭТОГО ОЧЕВИДНОГО ФАКТА ДО СИХ ПОР С ТРУДОМ ДАЕТСЯ ЗАПАДНОМУ МИРУ.

О событиях, происшедших в августе 2008 года, сказано и написано уже немало. Тем не менее, нельзя сказать, что эта та тема, которую можно считать, хотя бы в достаточной степени, исследованной и исчерпанной. Очевидно, что для осмысления их результатов, причин и последствий понадобится еще немало времени и усилий ученых, политологов, исследователей. Масштабность перемен, своеобразным «пусковым крючком» которых стали события августа 2008 года, и свидетелями которых мы являемся по сей день, требует основательного анализа.

Агрессия Грузии против Южной Осетии, последовавшие за ней российская операция по принуждению агрессора к миру и признание Россией независимости Республики Южная Осетия и Абхазии стали тем историческим переломом, который обнажил новые геополитические тенденции и во многом изменил мир.

Сегодня становится еще более очевидным и огромное геополитическое значение событий, происшедших семь лет назад. Ведь агрессия Грузии против Южной Осетии в августе 2008 года – это был отнюдь не локальный конфликт, не только лишь результат действий не вполне уравновешенного грузинского диктатора и оболваненного национал-фашистской идеологией грузинского народа. Истинными сценаристами тех событий были гораздо более серьезные силы, цели которых выходили далеко за рамки локального конфликта. Вполне естественно, что и итоги их оказались глобальными, имеющими геополитическое значение.

Образно говоря, можно утверждать, что агрессия Грузии против Южной Осетии, последовавшие за ней российская операция по понуждению агрессора к миру и признание РФ независимости РЮО и Абхазии - это тот самый геополитический рубеж, после которого окончательно стало ясно, что мир уже никогда не будет таким, каким был до этих событий. Они перекроили всю геополитическую карту, показав слабости и недостатки сложившегося мирового порядка.

Сейчас уже все очевиднее, что одной из важнейших причин, если не самой важной, событий шестилетней давности была обеспокоенность США и всего западного мира теми качественными изменениями, которые начались в России с приходом к власти новой команды в главе с президентом Владимиром Путиным. В первую очередь, обеспокоенность тем, что Москва все настойчивей отстаивала свои национальные интересы. Истинные организаторы августовской агрессии против Южной Осетии явно стремились, как говорится, «поставить Россию на место», рассчитывая, что она не посмеет вмешаться, но просчитались. Август 2008 года более чем наглядно продемонстрировал конец геополитического отступления России, имевшего место с момента окончания «холодной войны», и возвращения ее в число великих держав.

-2

Стоит подчеркнуть, что в августе 2008 года Москва до последнего пыталась избежать прямого военного вмешательства в конфликт, предпринимая попытку воздействовать на Тбилиси с помощью США и ООН. Но Президент США Джордж Буш отделался фразой «войны никто не хочет», а Совет Безопасности не принял никакого решения из-за «позднего времени». В итоге выбор у России остался лишь между «плохим» и «очень плохим». Либо вмешаться и остановить агрессора, либо «отсидеться», ограничившись словесными осуждениями, которых никто не слышал. Первое вполне предсказуемо вызвало бы негативную реакцию Запада. Второе – привело бы к истреблению жителей Цхинвала и миротворцев и нанесло бы непоправимый ущерб репутации России как державы. К тому же, фактическая сдача Южной Осетии неминуемо взорвала бы Осетию Северную, что было чревато непредсказуемыми последствиями на всем Северном Кавказе.

По большому счету, у РФ здесь и не было выбора как такового. Даже во времена Б.Ельцина, при гораздо худшем положении страны, Россия фактически принудила Грузию к миру, к заключению Дагомысского соглашения, как только создалась угроза дестабилизации обстановки в РСО-А. Вряд ли можно было ожидать, что Москва проявит сейчас меньшую решительность, учитывая сложившееся положение России в мире и взгляды ее нынешнего руководства. Путь геноцида, на который встала Грузия, не оставил России другого выбора: она не могла не вмешаться в ситуации, когда истребляли ее граждан.

То, что российская операция по понуждению агрессора к миру вызвала у Запада настоящий шок, по меньшей мере, удивительно, учитывая, что Москва неоднократно и предельно четко заявляла именно о таком алгоритме своих действий в случае, если Тбилиси попытается реализовать силовой сценарий в отношении РЮО или Абхазии. Понятно, почему в Грузии не верили в подобный вариант: у политической элиты этой страны уже давно стерлась грань между иллюзиями и реальностью. Она вначале усиленно создает легенду, а потом сама же начинает верить в нее. Менее ясно, как в ловушке иллюзий мог оказаться прагматичный Запад, который вроде бы должен был отдавать себе отчет в том, что Россия уже далеко не та, какой была в 90-е годы прошлого века. Похоже, свою роль все же сыграл «синдром победителя» – уверенность в том, что проигравшая «холодную войну» Россия еще не скоро вернет себе ведущие позиции в мировой политике. Дружное – с элементами истерики – осуждение странами Запада «агрессии России против Грузии» – типичный пример постшокового поведения. Европа и США, не сумев преодолеть сложившиеся стереотипы, попытались оказать на Москву политическое давление.

Между тем, даже после окончания операции по принуждению агрессора к миру Россия не была настроена была на продолжение конфронтации. Москва предложила шесть принципов урегулирования конфликта, согласилась вывести свои войска из Грузии, за исключением Южной Осетии и Абхазии, в общем, пошла на серьезнейшие компромиссы.

И что она получила в ответ? Попытки протащить в Совбезе ООН только выгодные США предложения, требования убрать из зон конфликтов своих миротворцев и тому подобное. То есть после того, как она защитила народы Южной Осетии и Абхазии, ей предлагали теперь бросить их на произвол судьбы. И это на фоне заявлений о том, что США и другие страны Запада помогут Грузии восстановить ее боеспособность, на фоне предложений об «ускоренном» приеме Грузии в НАТО!

-3

Кремль надеялся на конструктивную реакцию США и Европы, а последовало – сделанное, к тому же, менторским тоном – «указание» Москве воздержаться от признания РЮО и Абхазии. И еще – угрозы изоляции России, если она пойдет на этот шаг. Но с Россией нельзя разговаривать таким тоном. И Москва не замедлила с ответом – официально признала независимость Южной Осетии и Абхазии.

Воистину, нет ничего нового под луной. Сценарий, фактически аналогичный югоосетинскому, страны Запада осуществляли в 90-е годы прошлого века на Балканах. Нечто подобное сейчас происходит на Украине. Но если на Балканах им в значительной степени удалось достичь своих целей из-за очевидной тогда слабости России и политики ее тогдашнего руководства, далекой от национальных интересов своей страны, то девять лет назад США и Запад просчитались. Август 2008 года в геополитическом плане стал тем водоразделом, который зафиксировал конец однополярного мира, конец господства одной сверхдержавы.

Увы, осознание этого очевидного факта с трудом дается западному миру, подтверждением чему являются и нынешние трагические события на Украине, и антироссийские санкции, и периодические обострения вокруг Нагорного Карабаха, и фактическая блокада Приднестровья. В общем, как сказано в одной из недавно опубликованных статей, «США поджигают границы России», проводя с настойчивостью, достойной лучшего применения, политику, если можно так сказать, испытания России на прочность, политику, направленную на то, чтобы заставить ее отказаться от защиты своих национальных интересов и своих друзей. Эта политика в августе 2008 года уже потерпела поражение. Мало сомнений в том, что просчитается Запад и сейчас.

-4

Что же касается РЮО и осетинского народа, то для нас август 2008 года – это особый исторический рубеж. Дважды в XX веке геополитические перемены оборачивались для Южной Осетии беспрецедентными трагедиями. Так было в 1917-20 гг., после Великой Октябрьской революции, когда только-только образовавшееся независимое Грузинское государство устроило геноцид южных осетин. Так было в 1991-92 гг., после распада СССР, когда осетинский народ оказался разделенным государственной границей, и Грузия вновь предприняла попытку этнической чистки Южной Осетии. Не обошлось, к сожалению, без трагедии и шесть лет назад. Вероломное нападение Грузии на Южную Осетию привело к беспрецедентным жертвам среди мирного населения, к геноциду.

Однако особое место событий августа 2008 года в новейшей истории РЮО не только в их трагичности. Российская операция по понуждению агрессора к миру и признание Россией независимости Республики Южная Осетия спасли народ Южной Осетии от тотального истребления и предоставили нам исторический шанс. После признания Россией независимости Южной Осетии на политической карте мира, фактически впервые за последние более чем семь веков, вновь появилось независимое осетинское государство. Это, без преувеличения, эпохальное событие для всего осетинского народа.

Вячеслав ГОБОЗОВ