Март не принёс Минску долгожданного соглашения по нефти.
Для разрешения сложившейся ситуации - НПЗ работают в половину мощности, Лукашенко провёл совещание.
Где он заклеймил поставщиков- монополистов «которые хватаются за вентиль», самокритично посетовал на нерасторопность в диверсификации поставок и наметил пути решения. Заодно сменил вице-премьера правительства, отвечавшего за нефть.
О вреде монополизма
Лукашенко сказал (цитируем по БелТА) следующее: «Отдельные государства поняли, что при помощи вентиля на нефтяной трубе выгодные им вопросы решаются значительно легче. Не думайте, что я намекаю здесь только на Россию. Это стало нормой для государств планеты, которые имеют от Господа такое счастье. К сожалению, несмотря ни на какие взаимные обязательства, такая практика стала применяться и в отношении Беларуси. Условия поставки нефти в ультимативной форме увязываются с иными проблемами, которые желает решить страна-поставщик. Происходит это без оглядки на действующую договорную базу и принципы построения наших отношений".
О диверсификации
И здесь приведём слова главы государства: «Нефть - не монопольный товар, и желающих работать с нами достаточно даже в самой России. Поставщиков нужно находить, с ними нужно договариваться. И это задача номер один. Особенно в нынешней непростой ситуации, которая сложилась в мире, в том числе с нашим партнером-монополистом».И ещё добавил: «Я уже сказал, что около 40%, может быть, 50% будем по-прежнему покупать нефть в России (если Россия захочет), когда окончательно диверсифицируемся. А по 30% можем покупать с портом Балтики и из Одессы. Это будут три источника. Мы полностью по поставкам нефти можем диверсифицироваться».
О светлом завтра
Когда наступят эти радостные дни? И за чей счёт, собственно, банкет?Александр Григорьевич и здесь внёс ясность.
С балтийского направления уверен Лукашенко, есть возможности решить вопрос с улучшением логистики, в первую очередь по поставке трубопроводным транспортом: «Это же не проблема построить. Там, кстати, есть пара труб, которые бы нас устроили, если бы мы их привели в порядок и договорились с балтийскими государствами по этим трубам»
«С госсекретарем США я на эту тему говорил - помочь нам с инфраструктурой и поставками нефти. Помпео сам предложил по конкурентным ценам эту нефть. И на мюнхенской конференции было заявление: они выделили $1 млрд для строительства объектов логистики, то есть для поставки нефти. В том числе мы можем рассчитывать, что получим от них совсем дешевые кредиты на строительство той же несчастной трубы с Балтики. Где-то нам надо пара перемычек, которые правительство рассчитывает строить аж три года. Не будет этого. Полтора-два года, не больше! И $100-120 млн мы сами найдем на эти перемычки».
Для оптимизма есть основания
Сроки, которые озвучил Лукашенко, вполне реальные. Но трубу он может получить и быстрее. Беларусь судится с компанией ЛатРосТранс, которая владеет трубопроводом Полоцк - Вентспилс и должна Беларуси 60 млн евро. Компания принадлежит (частично) Транснефти и в 2010 году остановила работу трубопровода дабы не допустить возможности закупки нефти через латвийские порты с дальнейшей поставкой в Новополоцк.
При удачном стечении обстоятельств ответчика можно подвести под процедуру банкротства и выкупить его имущество.