Найти тему
Историчка

Княгиня Ольга - первая христианка на Руси?

Согласно самой ранней древнерусской летописи «Повести временных лет», Ольга была родом "из Плескова" ( то есть из Пскова).Житие святой великой княгини Ольги уточняет, что родилась она в деревне Выбуты Псковской земли, в 12 км от Пскова выше по реке Великой. Имена родителей Ольги не сохранились, по Житию они были незнатного рода, но, как пишет летописец, " из рода варяжского». Варяжское происхождение подтверждается её именем, имеющим соответствие в древнескандинавском как Helga. Византийский император Константин Багрянородный , лично принимавший княгиню Ольгу, именует её Элга. С другой стороны, в науке до сих пор неясно, кто такие были варяги, - западные славяне или все же скандинавы.

Кем была Ольга, - варяжкой или славянкой, - этот вопрос оставим без освещения, поскольку на него нет однозначного ответа.

Она была единственной известной нам женой князя Игоря, родила князя Святослава, и в конце концов стала правительницей Руси после смерти своего мужа, убитого древлянами в 945 году.

После смерти Игоря Ольга отменяет сбор дани, погубивший князя, и заменяет его на "уроки" и "погосты", - где уроки - это точный размер дани, а погосты - места для сбора дани.Таким образом, это событие стало первой налоговой реформой на Руси.

Затем Ольга едет в Константинополь. Нельзя сказать, что визит русских в Константинополь - событие из ряда вон выходящее. В свое время в Византию приезжали и Олег, и Святослав, и Владимир. Но практически везде цели этих походов на Византию были ясны, - Олег - с целью завоевать, Святослав - договориться, Владимир, - ограбить Херсонес и отомстить за предательство византийского императора. Вот только цель приезда Ольги не совсем ясна.

-2

Вот цитата из документа , византийского источника ( трактат Константина Багрянородного " О церемониях"), описывающий второй приезд Ольги : "В Золотой палате состоялся другой званый обед; там кушали все апокрисиарии Русских князей, люди и родственники княгини и торговые люди и получили: племянник ее 30 милиарисиев ( серебряная монета) , 8 приближенных людей по 20 мил., 20 апокрисиариев по 12 мил., 43 торговых человека по 12 мил., священник Григорий 8 мил., люди Святослава по 5 мил., 6 людей (из свиты) апокрисиариев по 3 мил., переводчик княгини 15 мил." Из этого документа мы видим, сказано, что Ольга прибыла с большой свитой, и в основном это были женщины( они упомянуты , когда Ольга входила в зал церемоний) , "люди Святослава" и священник Григорий. Наличие священника в ее свите говорит, что Ольга - уже христианка. Ее величают в документе русской архонтиссой, а в заголовке к документу " игемон и архонтисса росов Эльга", что означает "военачальник и верховный правитель". Ольга - глава армии?? А многие историки на этот титул Ольги не обращают внимания. ЕЕ сын Святослав упоминается без титула. Ольга во время пира обращается к императору с просьбой. С какой? Неясно. Хроника об этом умалчивает.

На пиру Ольги и Константина присутствовала его жена Августа, невестка( жена императора Романа, сына Константина), приближенные Ольги обедали в другой комнате. В присутствии императорской четы Ольга стояла, хотя, согласно ритуалу, каждый перед ним падал ниц. Можно предположить, если прибыли только женщины и "люди Святослава", возможно, это было сватовство, которое не увенчалось успехом.

Но это - второй визит Ольги. В первый свой визит Ольга якобы принимает христианство. То, что Ольга приняла христианство в Константинополе, говорит и немецкая хроника. Как записал немецкий хронист, в 959 г. ко двору германского императора Оттона I явились «послы Елены, королевы ругов (русов), которая при Романе Константинопольском императоре крещена в Константинополе».

Итак, крещение Ольги- факт не оспоримый. Но была ли Ольга первой христианкой на Руси?

Данные археологии подтверждают начало распространения христианства до официального акта крещения Руси. Начало христианизации Руси документируется распространением христианских древностей — крестов-привесок  — в основном в дружинных погребальных комплексах. Они фиксируются уже с середины — третьей четверти Х века в сети узловых пунктов Древнерусского государства — в городах : в Киеве, Гнездове (вблизи Смоленска), Шестоовице (в районе Чернигова),Тимиреве (под Ярославлем) и др. Известны монеты с нанесёнными на них граффити, передающими крест и молот Тора. Такие византийские монеты носились как иконы. Кроме того, кресты вырезались из дирхемов. Граффити в виде крестов и молоточков Тора могли изображаться на бытовых предметах. Для начальной стадии христианизации (середина — вторая половина Х века) характерны крестовидные подвески из листового серебра, включая вырезанные из дирхемов. Также археологические раскопки дают полную картину русского двоеверия, - наличие языческий капищ чередовалось наличием найденных фундаментов разрушенных церквей.

В договоре русского князя Игоря с византийским правительством от 944 года упоминаются русы-христиане. Это означает, что в Киеве, а возможно, что и в других крупных городах Руси в это время уже были христианские церкви и общины. На территории Пскова, родины Ольги, есть фундамент церкви, которую местные жители называют "Ольгиной", хотя датировка показывает ее раннее происхождение.

Получается, поступок Ольги, принявшей христианство посреди языческой Руси, - не такое уж и безумие, как кажется на первый взгляд? Значит, Русь была многоголосной и веротерпимой, с уважением относящейся ко всему, что касалось чуждых традиций и вероисповедания.

Ну а что касается Ольги, она - первая правительница - христианка на Руси. До нее христианство не принимал никто из Рюриковичей. После нее снова идут язычники: Святослав, Ярополк( хотя есть историческая гипотеза, что он сочувствовал христианству, но это не помешало ему жениться на греческой монахине, украденной из монастыря " красоты ради лица ея"), Олег Древлянский и Владимир ( в первое время). Затем еще долго Рюриковичи будут носить двойные имена , - языческое и христианское, несмотря на принятое крещение, - -Владимир Святой ( он же Василий), Ярослав Мудрый, он же Георгий( или Юрий), Владимир Мономах ( опять Василий) и тд. И только Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский и все остальные будут носить имена только христианские.