Найти в Дзене
belinvest.by

Эмитент облигаций и токенов - «Открытая линия». Investor Relations

За пару недель с момента объявления ICO на платформе Finstore.by компания «Открытая линия» продала уже более тысячи токенов на сумму свыше полумиллиона долларов. Все эти сделки совершались с частными лицами. Сейчас возможность инвестировать в токены «Открытой линии» появилась у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также у нерезидентов.

Ожидается, что это создаст серьезный дополнительный спрос, так как ставка доходности по токенам — 6,1% годовых в долларах США — намного привлекательнее и для частных, и для корпоративных инвесторов по сравнению со ставками по банковским депозитам. При этом инвесторы получают первый процентный доход по токенам уже через 3 месяца, и действует оферта в 6 месяцев — то есть при желании инвестора эмитент досрочно выкупит токены уже через полгода после сделки.

Какие инвесторы интересны сегодня «Открытой линии»? Как и кем начинался этот бизнес, что он представляет собой сейчас и какие планы у компании? С какими финансовыми результатами компания закончила год и как будет возвращать деньги инвесторов в токены? Об этом директор «Про бизнес» Виталий Волянюк беседует с соучредителем и директором «Открытой линии» Антоном Дмитриевым. Напоследок мы также узнали, как выглядит личный инвестиционный портфель нашего собеседника.

— Лизинговая компания «Открытая линия» была основана в 2007 году, и ты являешься одним из ее учредителей. Тебе сейчас 35 лет. Если я правильно понимаю, этот бизнес ты начал совсем молодым, сразу после университета. На какие деньги начиналась компания и почему выбрал лизинг?

— Я начал работать в найме еще в университете, с 3-го курса, не дожидаясь получения диплома. Это была крупная лизинговая компания, в которой к окончанию института я уже был лучшим продавцом. Поэтому к моменту создания «Открытой линии» у меня был опыт в отрасли.

Нас четверо учредителей. На тот момент еще не существовало регулирования деятельности лизинговых компаний Национальным банком, не было требований к капиталу. Поэтому открыть лизинговую компанию было достаточно просто. На старте в компанию были вложены деньги акционеров, но это точно были не миллионы долларов. Мы начинали с простого маленького офиса в 20 метров в старом здании возле парка Горького в Минске. Первыми серьезными деньгами, которые мы привлекли в компанию, были средства банка БелВЭБ. Мы смогли убедить банк в том, что проекты, которые мы планируем профинансировать, сами учредители и перспективы нашей компании достаточно хороши, чтобы открыть первую линию. Собственно, с этого все развитие и началось.

— Как удалось найти первых клиентов?

— Это были наши личные продажи. Поскольку я и мои партнеры уже знали отрасль, то понимали, кому можно предложить наши услуги. Нашими первыми клиентами были дистрибьютор бытовой техники, компании в области деревообработки и строительные компании. С продажами у нас никогда не возникало вопросов.

— После основания «Открытой линии» ты уходил работать директором по продажам «Милавицы» и вернулся в «Открытую линию» только в 2015 году, став ее руководителем. То есть у тебя был период, довольно продолжительный, ухода из своего бизнеса в найм. Как ты его прокомментируешь?

— Первые 8 лет жизни «Открытая линия» показывала хорошие результаты. В нашем портфеле были проекты на несколько миллионов евро. Это позволяло окупать структуру издержек, иметь некоторую норму прибыли, работать с новыми клиентами, формировать кредитную историю… В то же время мы не стремились к какому-то серьезному росту, у нас не было агрессивной стратегии. Это был такой период поступательного развития, который может быть у любой компании, которая является участником отрасли, но не стремится занять в ней самые высокие позиции.

Для меня же в тот момент была интересна история персонального развития как топ-менеджера в серьезных, больших компаниях. Сейчас я вижу себя иначе, больше в качестве предпринимателя, инвестора. А тогда мне было интересно уйти в «Милавицу» на позицию руководителя управления продаж. Это управление объединяло в себе менеджмент продаж во всех странах, где присутствовала компания, а также функцию маркетинга, франчайзинга, развития розничной сети. Фактически я отвечал за продажи объемом более € 100 млн в год. Это, безусловно, был очень серьезный и полезный опыт.

— Почему состоялся этот обратный переход из топ-менеджера в предприниматели?

— Это, скорее, не переход, а сочетание двух ролей — когда ты и руководишь бизнесом как CEO, и принимаешь на себя все верхнеуровневые риски, отвечаешь за компанию как акционер, предприниматель. Я, честно, не верю в классическую линейную модель развития бизнесмена. Когда ты сначала работаешь специалистом, потом линейным руководителем, дальше руководителем департамента, потом одним из топ-менеджеров, потом СЕО. А потом ты должен перестать быть СЕО, выйти из оперативного управления и уехать на пляж, где будешь лежать под пальмой с планшетом и смотреть оттуда на показатели своего бизнеса. Вот тогда ты на вершине успеха. Но это на сегодня точно не моя цель, не моя мечта.

Настоящее удовольствие мне доставляет совмещение двух ролей — менеджмента и предпринимательства.

В этом и больше ответственности, и адреналина, и ощущения отдачи от вложенных усилий на финишной прямой, когда ты завершаешь какой-то важный проект и проходишь важный этап в жизни компании.

Я бы еще сравнил позицию чистого менеджера с позицией зрителя в кинотеатре. Ты смотришь фильм, но смотришь его как бы со стороны. А когда ты предприниматель — ты участвуешь в этом фильме, находишься по ту сторону экрана, создаешь историю. К слову, сейчас в «Открытой линии» мы предложили ключевым сотрудникам программы опционов. Мне на сегодня кажется важным, чтобы люди, которые определяют развитие бизнеса, были не просто зрителями.

Хочешь, чтобы «Открытая линия» была более предпринимательской компанией?

— Безусловно. Мы ведь не являемся финансовой структурой, за которой стоит какой-нибудь банк с огромным капиталом или госкорпорация. Мы не можем себе позволить каких-то слабых, посредственных решений, слабый менеджмент. Потому что я не могу прийти к акционерам и предложить им внести в уставный фонд очередные 20 млн евро. Мне нужно найти эти 20 миллионов на рынке, а для этого нужно предпринимать! Я должен создавать лучшую бизнес-модель, я должен заниматься маркетингом, должен приглашать в компанию лучших людей и мотивировать их.

Если у тебя нет административного ресурса, то ты можешь быть успешным в долгосрочном периоде только за счет развития предпринимательства в компании.

— Как можно охарактеризовать рынок лизинга в стране? Как на этом рынке выглядит «Открытая линия» сегодня?

— Компаний, которые имеют разрешение Национального банка на ведение лизинговой деятельности, в стране около 100. Действительно активных участников отрасли, которые формируют среду, рынок — около 40. Это практически все те, кто входит в Ассоциацию лизингодателей, кто является публичным, публикует свою финансовую отчетность.

Мы на протяжении последних трех лет входим в число 15 крупнейших компаний, которые занимаются инвестиционным лизингом, т.е. бизнесом, связанным с финансированием юридических лиц.

У нас достаточно большая ресурсная база. На сегодня у нас есть 3 системных банка-партнера, с которыми регулярно работаем на многие миллионы долларов. Это и частные, и государственные банки. У нас есть хорошая история и опыт работы с рынком ценных бумаг, с инвесторами в наши корпоративные облигации. И сейчас мы формируем новую историю, которая связана с инвестициями в токены «Открытой линии».

— В чем отличие «Открытой линии» от конкурентов?

— Конкурентное преимущество у нас достаточно простое. Мы предлагаем не монопродукт, а продукт под конкретного клиента. Поясню: когда мы приходим в банк, мы получаем то, что нам может предложить финансовый институт — ту процентную ставку, тот срок финансирования и те параметры сделки, которые определил банк. У нас другой подход. Мы можем брать деньги различных банков, институтов, привлекать деньги с рынка, использовать собственный капитал для того, чтобы заниматься финансовым инжинирингом. Когда сделка по финансированию (не важно чего) выстраивается такой, какой она нужна именно нашему лизингополучателю — в части сроков, авансов, цены капитала и т.д.

Конечно, с другой стороны, такой индивидуальный подход несколько ограничивает наши возможности масштабирования. Поэтому мы параллельно развиваем второе направление, которое связано больше с серийными моделями финансирования малого и среднего предпринимательства. Когда мы, используя весь наш опыт и экспертизу, предлагаем клиентам уже готовые «коробочные» решения.

Как ты планируешь развивать бизнес дальше?

— За последние 4 года мы прошли этап примерно десятикратного роста размера собственных активов, капитала компании. В первые годы работы «Открытой линии» наш лизинговый портфель составлял несколько миллионов долларов, сейчас уже десятки миллионов. Долгосрочная цель — выйти на уровень около двух сотен миллионов, и после этого будем рассматривать рынки других стран для масштабирования.

Но цель сейчас не только и не столько расти в объемных показателях, а в том, чтобы сформировать новую бизнес-модель, когда бизнес компании масштабируется благодаря современным IT-технологиям, а не офлайновому присутствию.

На этом мы сейчас фокусируемся, проводим исследования, интервьюируем наших клиентов, тестируем IT-решения, которые планируем вывести на рынок.

— Ты довольно много инвестировал в свое обучение. В том числе получал знания в лучших западных вузах. Интересно, насколько это помогает в белорусских реалиях?

— Да, у меня на сегодня несколько дипломов, среди которых три основных: диплом экономического факультета БГУ по специальности финансы и кредит, диплом магистра делового администрирования в бизнес-школе Open University (UK) и диплом по финансам в бизнес-школе Oxford University. В прошлом году я также обучался в Stanford University на программе по инвестициям.

Это образование точно помогает на практике здесь, в Беларуси.

Допустим, в Оксфорде я получил понимание того, как строить агрессивные и в то же время сбалансированные финансовые стратегии. Финансовый бизнес, как и любой другой, может строиться последовательно и медленно, а может строиться достаточно быстро. В мире и у нас в стране существуют примеры, когда появляются яркие вспышки на финансовом небосклоне, компании с большими портфелями, которые потом, через год-два, куда-то исчезают. Это часто какие-то искусственные или административные механизмы роста. Делая финансовый бизнес, ты должен наблюдать за разными вещами: за структурой капитала, за тем, как у тебя выстраивается риск-менеджмент, за управлением конфликтом интересов…

Оксфорд меня научил тому, что, зная, как работают все эти механизмы, ты можешь делать финансовый бизнес быстрее, выходить за стандартные практики формирования капитала и в то же время сохранять устойчивость бизнеса.

— Если говорить про устойчивость — мы живем в экономике с достаточно высокими девальвационными рисками. Как компания с ними работает?

— Мы всегда реализуем тактику избегания валютного риска. Если у нас на балансе есть пассив в долларах, то он и вложен в виде долларов, выручка по нему будет привязана к долларам, а не к белорусским рублям.

И поскольку у нас очень четкое сопоставление активов и пассивов по валюте, то для нас девальвация несет гораздо меньшие риски, чем для бизнеса, который привлек деньги в долларах или евро, а продает свой товар или услугу за белорусские рубли.

Второй момент — мы достаточно много резервируем средств на счетах компании. Акционеры распределяют на дивиденды не более 50% чистой прибыли, остальное остается в компании — на развитие и создание резервов.

Для нас гораздо важнее гарантированно рассчитываться по счетам, в случае если в экономике произойдет какой-то форс-мажор, чем возможность иметь какой-то дополнительный спекулятивный заработок в моменте.

Мы сознательно делаем выбор в пользу меньшей прибыли и большей защищенности.

Любой читатель уже может ознакомиться с нашей финансовой отчетностью. По состоянию на конец прошлого года собственный капитал компании составляет 4 млн 847 тыс. рублей.

К слову, это примерно в 40 раз больше установленного Национальным банком необходимого размера уставного капитала для лизинговых компаний.

Компания на сегодня соответствует самому идеальному профилю платежеспособности. Мы нормативны с точки зрения всех коэффициентов Минфина. Мы идеально проходим аудит любого из банков, который является нашим партнером.

Как мы к этому пришли? С опытом.

Пройдя раньше через разные кризисы — макроэкономические, валютные, микроэкономические — мы знаем, как ты чувствуешь себя в период каких-то волнений, когда у тебя есть резервы, и какие чувства, когда их нет.

Поэтому это осознанная тактика акционеров — сохранять деньги внутри компании. Помимо защищенности это дает еще возможность в периоды кризисов покупать хорошие активы по ценам гораздо ниже, чем в докризисный период.

— После выхода новости о вашем ICO в комментариях в соцсетях писали о том, что «из активов у компании только дебиторка». Общая сумма вашей дебиторской задолженности, как видно из баланса за 2019 год, около 50 млн рублей. Поскольку не все читатели — дипломированные специалисты в области финансов, поясни, пожалуйста, простым языком, что такое дебиторская задолженность в лизинговом бизнесе и почему у вас долгосрочной дебиторской задолженности на балансе на сумму более 20 млн рублей.

— Дебиторка в лизинге — это твой портфель. Когда ты вкладываешь деньги в лизинговую сделку, то ты создаешь долговой продукт. Если ты, например, делаешь со мной сделку по финансированию для меня покупки машины, то моя задолженность сроком до года — это твоя короткая дебиторская задолженность, а моя задолженность для тебя на второй, третий год — это длинная задолженность. И поскольку мы финансируем капитальные затраты, и компании покупают машины, оборудование, здания, они не покупают их с рассрочкой на 2 месяца, они их покупают на несколько лет.

Поэтому наша дебиторская задолженность — это аналог кредитного портфеля в банках. Это наши активы. Это то, на чем мы зарабатываем. И если растет объем дебиторки, значит, растет объем лизингового бизнеса.

-2

— Какой объем вашей дебиторской задолженности является проблемным?

— У нас, как и у всех, есть проблемная задолженность. В декабре 2019 она составляла 2,8%. В январе 2020 этот показатель снизился до 1,8%. Это немного. Для сравнения, доля проблемных активов в целом по банковской системе намного выше. Могу сказать, что у нас в компании достаточно хорошая система риск-менеджмента. В финансовом бизнесе ты стандартно делаешь выбор по матрице риски — доходность. Ты можешь опустить свои требования по риску и потенциально поднять доходность, тогда вероятность дефолта будет выше. Мы не идем в те сектора и сознательно отказываем тем клиентам, по которым вероятность дефолта может быть высокой.

— Для чего понадобилось ICO?

— Это один из инструментов, благодаря которому мы диверсифицируем источники капитала для себя.

При этом мы продолжаем увеличивать объем нашего лизингового бизнеса: только в январе 2020 мы подписали с банками кредитные договоры, которые позволяют компании получить доступ к финансовым ресурсам на сумму порядка 12 миллионов рублей. Это больше, чем вся наша эмиссия в токенах (Объем эмиссии токенов $ 5 млн. — Прим. «Про бизнес»).

Поэтому для нас получение или неполучение средств от выпуска токенизированных активов не определят успешное или неуспешное будущее компании.

— До выхода на ICO вы размещали корпоративные облигации, которые покупали в том числе и физлица. Можешь очертить портрет вашего типичного инвестора?

— Это были люди возраста 30+, в одинаковой пропорции как мужчины, так и женщины. Средний чек был около $ 20 000. Покупателями наших бумаг выступали люди на управленческих позициях или высокооплачиваемые специалисты, а также владельцы бизнеса, предприниматели. По моим представлениям, это такой хороший белорусский средний класс. Это образованные люди старше 30 лет с хорошим уровнем дохода и определенным количеством сбережений. И это инвесторы, которые не вкладывают в наши бумаги весь свой капитал в поисках спекулятивного дохода, а просто покупают их как часть портфеля. То есть делают то, что должны делать все мы, размышляя о финансовой стратегии — диверсифицировать свой портфель.

— Во что ты сам инвестируешь как частное лицо? И как бы ты рекомендовал структурировать свой портфель сбережений нашим читателям?

—  Если принять мой личный капитал за 100%, то, наверное, около 35% у меня находится в ликвидной недвижимости, еще примерно такая же доля на депозитах или в ценных бумагах с максимальной ликвидностью, те, которые я могу продать даже с дисконтом, но сразу. Оставшиеся 30% будут распределены по более высокорискованным бумагам, фондам доверительного управления плюс мои личные инвестиции в стартапы.

Из года в год мой портфель немного колеблется. Но в целом я всегда стараюсь держать больше 50% сбережений в надежных ликвидных инструментах.

Куда бы я порекомендовал инвестировать читателям? Здесь, конечно, все зависит от двух вещей: от суммы сбережений (одно дело, когда мы диверсифицируем $ 10 000, и другое — когда речь идет про миллион долларов) и от аппетита к риску.

Если говорить про миллион, я бы 30% оставлял в белорусских банках и еще примерно 10−15%, получив разрешение Нацбанка, разместил в западных банках с высокими рейтингами. То есть все равно не меньше 40% точно бы держал в высоколиквидных инструментах с фиксированной, пусть и небольшой, доходностью. А вот что касается остальных сбережений, то я бы посмотрел на те возможности, которые дает белорусский рынок корпоративных бумаг и токенов. Почему бы, например, не купить токены того же «Чистого берега»? Или «Открытой линии». Это хорошее короткое окно возможностей получить личный дополнительный доход. Также я бы посмотрел на возможности доверительного управления, инвестировал бы через этот инструмент в акции растущих публичных IT-компаний. Ну, и оставшуюся часть сбережений, опять же, разместил в недвижимость.

Такой портфель соответствовал бы нескольким критериям диверсификации: он бы находился в разных географиях (депозиты в Беларуси и за рубежом, инвестиции в корпоративные инструменты в Беларуси и за рубежом) и имел бы правильную комбинацию надежности и риска, а, соответственно, возможной доходности.

— Платформа Finstore.by cохраняет конфиденциальность сделок с токенами. Вы как компания-эмитент не видите, кто покупает ваши цифровые активы. Но если представить, что ты сидишь с людьми, которые инвестировали в токены «Открытой линии», за одним столом — что бы ты сказал им?

— Во-первых, спасибо за то, что инвестируете в нас. Мы это ценим. Во-вторых, для нас размещение токенов — далеко не единственный источник финансирования, и поэтому нам далеко не все равно, кто покупает наши токены. Мы заинтересованы в думающих, умных инвесторах. В тех, кто умеет читать финансовые отчеты, анализировать цифры — а мы, со своей стороны, их максимально раскрываем — и принимать рациональные решения. С точки зрения цифр, наши токены — это хорошая возможность диверсифицировать свои вложения, обеспечив неплохую доходность части средств.

-3