На работе мы проводим столько времени, что порой сложно понять какую жизнь все-таки считать основной: личную или трудовую? Но, как и в личной жизни, так и на работе, общение с как сейчас принято говорить «токсичным» человеком не приводит ни к чему хорошему. Если проанализировать основные причины, по которым персонал покидает компанию, то она одном из первых мест окажутся отношения с непосредственным руководителем. Страшно представить сколько хороших сотрудников потеряли компании из-за начальников-самодуров, и убытки, которые повлекли эти потери.
Сложно найти человека, который не сталкивался с криками, оскорблениями, самоуправством со стороны руководителя. Порой, если такого руководителя никто не ставит периодически на место, доходит до того, что коллектив полностью меняется по несколько раз в год. Сами такие управленцы обосновывают свое поведение тем, что, кроме кнута и пряника, никакая иная мотивация не работает. Причем, по их мнению, роль пряника выполняет заработная плата и тот факт, что сотрудник вообще ее получает, а вот понятие «кнут» более чем растяжимо и очень полезно. Они считают, что без постоянных криков, угроз и унижений сотрудники не будут выполнять свою работу. Это позволяет держать их в тонусе и в страхе.
Самое удивительное, что есть сотрудники, которым действительно нравится такое отношение и они даже склонны оправдывать своего руководителя и винить самих себя в таком его отношении. Наблюдала ситуацию как такой руководитель отчитывал подчиненного на повышенных тонах: он кричит, а она плачет. По отзывам коллег, это их стандартная схема взаимоотношений. Т.е. когда у него нет настроения, он вызывает ее к себе на ковер, изливает агрессию на нее, она плачет, потом они расходятся и все счастливы: он спокоен, она поправляет макияж и продолжает свою работу так, словно ничего и не произошло. В общем, они нашли друг друга.
Но как быть тем, кто не желает выполнять работу под начальством такого человека? Понятно, что самый простой вариант – это сменить работу. Но может оказаться так, что другой работы нет и на данном этапе нужно удержаться в этой организации.
Чаще всего в такой ситуации рекомендуют обращаться к вышестоящему начальству и докладывать о ситуации. Этот способ может сработать только в том случае, если сотруднику-жертве есть чем подтвердить свои обвинения. Просто словам могут не поверить вовсе. Да и в любом случае позиция рядового сотрудника более слабая, чем позиция лица, занимающего руководящую должность. При прочих равных поверят скорее руководителю, чем подчиненному. А уж тот найдет способ обосновать, почему из-за якобы плохо выполненной работы подчиненного ему пришлось повысить голос. Исходом будет, скорее всего, увольнение подчиненного. Жалобщиков не любят.
Вариант написания заявлений в органы правопорядка тоже лучше сразу отмести. Шанс того, что такое заявление будет рассмотрено, равен 0. А вот увольнение будет 100%.
Некоторые сотрудники начинают общаться с токсичным руководителем также на повышенных тонах, используя его приемы в разговоре. Но для этого нужно быть внутренне готовым к ведению такого разговора и не сорваться в нужный момент. А также нужно быть готовым к тому, что, почуяв в сотруднике хорошего оппонента, руководитель продолжит оттачивать свое мастерство издевательства над подчиненными с утроенной силой.
Одним из действенных методов считается воспитание в себе самоконтроля и полное игнорирование своих эмоций в процессе общения с токсичным руководителем. Действительно, велик шанс того, что, не получив обратной реакции, руководитель перестанет цеплять отдельного сотрудника, т.к. потеряет к нему интерес. Но это не на долго. Он все равно периодически будет проверять степень самоконтроля сотрудника и если окончательно убедится, что шансов вывести его из себя нет, то найдет способ уволить.
Вариант слез в ответ на крики – самый негативный. Его даже не стоит рассматривать. Травмировать собственную психику и становиться мальчиком для битья могут только люди с определенными психическими отклонениями.
Вызвать на разговор и попытаться разобраться в ситуации – тоже проигрышный вариант. Во время такой беседы руководитель будет всячески извиваться и переворачивать слова сотрудника, выставляя последнего в дураках. А потом найдет способ оторваться.
Один из наиболее выигрышных вариантов действий в такой ситуации – это подчеркивание субординации и важности такого руководителя. Не будем сейчас копаться в глубинных причинах такого поведения, но таким руководителям чаще всего не хватает уверенности в себе и чувства собственной важности. Дать ему все это очень легко: как можно чаще обращаться к нему за советом, периодически отчитываться о выполненной работе, даже если он не просит. Многие называют это не совсем культурным словом, но по сути – это элемент рабочих отношений. Да и к тому же руководитель для того и нужен, чтобы помогать подчиненным и направлять их работу.
И последний, самый действенный вариант, в момент агрессивного поведения такого руководителя сделать что-нибудь неожиданное, чтобы переместить фокус внимания и отлечь его от происходящего. Можно намеренно уронить что-нибудь тяжелое, что издаст громкий звук. Сделать вид, что внезапно начал душить кашель и т.д. Главное, не смеяться. Вот смеха такой руководитель не перенесет. Решение это временное и не поможет предотвратить все последующие нападки, но хотя бы в этот раз настроение будет меньше испорчено.
А Вам встречались такие руководители? Как боролись?
Читайте также:
Как мотивировали работать людей в СССР
Как не нужно управлять подчиненными
Кому и почему не выгодно банкротство граждан и что из-за этого можно потерять