ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ ЭТОЙ СЕРИИ:
Ушкуйники. История возникновения.
Ушкуйники. Морская пехота Новгорода.
Ушкуйники, средство доставки. Челн, лодья, струг, набойная лодья.
В прошлой части нашего рассказа «Ушкуйники. Средство доставки» речь шла о судах, которые доставляли судовую рать россов, к месту проведения десантной операции. Долбленки, лодьи – однодревки, ранние струги – это все «малые формы», фактически лодки.
Было судно несколько крупнее вышеперечисленных - набойная лодья, или, как вариант насадная. Это уже судно более крупное, вмещающее сорок воинов, если верить летописям. Вполне себе «река – море», подходит для крупных рек и действий в прибрежных водах моря. А было у новгородцев, что то еще более крупное, для морей?
«Новгородские» моря – Балтийское, Северное, Белое, отличаются отвратительным «характером». Для них характерна весьма низкая температура воды. Осенью и весной, человек в такой воде живет минут пять – шесть, да и летом, долго не поплещешься. Суда для этих морей нужны крепкие, и у новгородцев они были. Иначе, как торговать?
Морская ладья, она же заморская. Получила свое название, то ли потому что на ней плавали «за море», то ли вследствие своего иностранного происхождения, скорее всего скандинавского. Ладья с полностью наборным корпусом, аналогичная скандинавским образцам, включая корабли викингов. Имела острые обводы и дощатую обшивку, поперечный набор состоял так же, как у драккаров, из цельнодеревянных шпангоутов. От долбленого основания остался килевой брус, более мощный, чем на аналогичных скандинавских судах, это стало характерной чертой новгородской кораблестроительной традиции. Позднее ее унаследуют поморы.
Длина «заморской ладьи» достигала 20 м, ширина 4,5-5,5 м, водоизмещение 100-120 т., осадка до 2 м. На мачте поднимался один прямой парус. Кстати, средняя длина знаменитого драккара составляла от 10 до 19 метров, примерно тот же класс судна.
Наборные суда сначала были распространены главным образом на севере, в зоне наиболее тесных контактов со скандинавами. Они существовали одновременно с "набойными", причём строились по схожей технологии. Одновременно продолжали строиться и струги с челнами. Древнерусское кораблестроение было включено в единый для всего северного побережья Европы процесс.
На Белом море появился свой, оригинальный тип судна «ледового класса», под названием «коч» (коча, кочмора, кочмара). Возможно, это было, дальнейшее развитие заморской лодьи, применительно к местным условиям. Ученые считают, что название судна произошло от слова «коца» – ледовая обшивка, ледовая шуба. Этот тип судна имел две обшивки, наружная, сделанная из более прочных досок, обычно дубовых, обеспечивала защиту от повреждений льдом. Внутренняя обшивка служила для герметичности корпуса.
Для использования судна в северных широтах, служила и другая особенность конструкции. Округлая форма корпуса, предохраняла судно от повреждения ледовыми полями, если ему случалось застрять в них. Коч, при сжатии, просто выдавливало на поверхность. Позднее этой же уловкой воспользуется Фритьоф Нансен, при проектировании «Фрама».
Как и «заморская лодья», коч имел усиленный килевой брус и днище. Это было необходимо как для использования судна в условиях ледовой обстановки, так и для перетаскивания судна по льду или волоку. Кроме того днище судна защищал фальшкиль, при повреждении он легко заменялся.
Усилен был и набор шпангоутов, кокор по-поморски. На скуле коча устанавливался дополнительный шпангоут, «корянник», для придания в этом месте дополнительной жесткости обшивке.
Длина коча 15- 20 метров, ширина до 6,4 метра, максимальная осадка 1,5-1,75 метра. Малое соотношение ширины и длины – один к трем или к четырем – делало судно рыскливым на курсе, что устранялось за счет увеличенной площади руля. Корма коча по ватерлинии имела заострение около 60°. Выше ватерлинии кормовое заострение закруглялось.
Корпус делился на отсеки поперечными переборками. В носовом отсеке обычно находилась печь, там располагался кубрик для экипажа. В кормовом отсеке была каюта кормщика, а средняя часть судна отводилась под трюм для грузов.
Кочи бывали большими и малыми, первые имели грузоподъемность до двадцати пяти тонн, вторые до сорока. Малые кочи использовались на реках, имевших волоки, большие только для плаванья по морю и крупным рекам.
По мнению историков, кочи появились в XII - XIII веке. Так что ушкуйники или их предшественники, наверняка использовали это прочное, вместительное и хорошо приспособленное к волоку по суше судно. За пределами северных морей коч не получил распространения из-за того, что его конструкция, предназначенная для противостояния льдам, была избыточна в более спокойных водах. Двойная обшивка и усиленный каркас, утяжеляли судно и увеличивали стоимость его постройки.
В северных водах, использование кочей продолжалось вплоть до XIX века, даже несмотря на попытку Петра I, запретить суда «прежнего дела». Очень уж удачной, для северных морей оказалась конструкция.
В следующей, заключительной части цикла «Ушкуйники, средство доставки», рассказ о судне, давшем название ватагам новгородских искателей приключений.
При подготовке данной статьи использованы материалы журнала "Моделист-Конструктор" 1973, №10.
ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ ЭТОЙ СЕРИИ:
Ушкуйники. История возникновения.
Ушкуйники. Морская пехота Новгорода.
Ушкуйники, средство доставки. Челн, лодья, струг, набойная лодья.