В самом широком смысле, трудовая карьера – это очередность занимаемых должностей в организации. Кроме должности большое значение имеет и само положение сотрудника в коллективе, так как иногда при назначении на самую высокую должность, можно остаться не признанным окружающими.
Понятие «деловая карьера» включает в себя уже осознанную позицию и поведение, по достижению человеком поставленных перед собой целей, которые определяются всем предыдущим опытом и деятельностью
В управленческой литературе различают традиционное понимание карьеры и современное.
Традиционное, то есть как было раньше, ну и сейчас иногда (и даже часто) встречается:
одна профессия на всю жизнь, как следствие, работа в одной организации, из-за этого – узкая колея карьерного роста, многоуровневая организационная иерархия, предсказуемые и регулярные продвижения по ней, развитием персонала занимается сама организация, карьерным продвижением управляет организация, взамен - гарантия полной и долгосрочной занятости.
Современный уровень развития бизнеса предполагает:
временные, часто даже краткосрочные контракты, отсюда работа в нескольких компаниях или организация самостоятельной работы, гарантии постоянной занятости нет, необходимость постоянно обеспечивать себя работой и карьерой, не всегда полная занятость, повторяющиеся изменения в карьере, развитие – личное дело самого работника, работник сам управляет своей карьерой, непредсказуемость трудовых перемещений и т.д.
Выберите для себя, что вам больше подходит: стабильность или постоянное саморазвитие.
Типы карьеры:
Профессиональная карьера – регулярное обучение, постоянный рост знаний, умений, навыков, становление работника как профессионала, квалифицированного и высококвалифицированного специалиста. Это может быть, как внутри одной организации, так и в нескольких, на протяжении всей своей трудовой жизни.
Внутри организационная карьера (в одной организации), предполагает последовательное развитие и прохождение работником различных должностей, и может развиваться в трех направлениях:
- вертикальное, подъем по структурной иерархии (здесь продвижение наиболее заметно и чаще всего именно такую карьеру и ассоциируют с деловой карьерой);
- горизонтальное, перемещение в другую область деятельности, расширение или усложнение задач.
- центростремительное, это движение к руководству (получение доступа к неформальным источниками информации, приглашение на ранее недоступные встречи, доверительные обращение и т.д.)
Стадии карьеры.
Когда говорим о стадиях карьеры, то имеем ввиду последовательные этапы, которые люди проходят в течение своей трудовой жизни.
1) Ранняя карьера: выясняет – каковы способности человека, на что он может рассчитывать в будущем, проявление высокой энергичности и оптимизма.
2) Средняя карьера – сотрудники стараются автономизировать свою работу, занять более престижное место в организации.
3) Зрелая карьера – основная задача – поддержать и сохранить достигнутое и передать свой опыт другим.
Что еще надо еще знать о деловой карьере читайте в продолжении.