В четверг 13 февраля Федеральное казначейство провело традиционный аукцион по размещению на депозиты банков временно свободных бюджетных средств в валюте. У Минфина периодически скапливаются временно свободные остатки, которые он предлагает (через Федеральное казначейство) на короткие сроки банкам, как в рублях, так и в долларах. В сегодняшнем валютном аукционе принял участие лишь один банк и забрал к себе на депозиты 500 млн долларов. Сумма совсем небольшая, если учесть, что весь лимит на аукционе составлял 2 млрд долларов. Кроме этих 500 млн долларов банки на сегодняшний день не имеют валютных долгов перед Минфином и по сути не нуждаются в долларах.
Банки постепенно сокращали спрос на валюту все последние годы. Например, еще в декабре 2016 года банки занимали у казначейства до 1,8 млрд долларов, в 2017 году – уже не более 1,7 млрд долларов, в 2018 году – не более 1,4 млрд долларов. Лишь в самом начале 2019 года наблюдался всплеск спроса на валюту (задолженность на тот момент поднималась до 1,5 млрд долларов), однако уже к марту долг был полностью погашен.
В последнее время банки лишь периодически пользуются валютой от Минфина, и участие в аукционах принимают один-два банка, демонстрируя отсутствие общего спроса на валюту в банковской системе.
Отсутствие спроса на валюту выражается и в практически обнулении ставок по валютным депозитам и счетам банков, пытающихся оградить себя от валютных средств клиентов.
Такая ситуация кардинально отличается от периода 2014-2015 гг. После введения экономических санкций российский бизнес и банковский сектор лишились возможности постоянно перезанимать у западных «партнеров» и были вынуждены любыми способами искать валюту для погашения своих огромных внешних долгов. Валютой помогали ЦБ и население, размещавшее доллары и евро на вклады под рекордные проценты.
Вынужденное погашение внешнего долга из-за геополитики привело с 2014 года к гигантскому оттоку валюты с российского рынка и сформировало новую экономическую реальность с курсом доллара в 55-70 рублей вместо теперь уже ностальгических 30-35 рублей до санкционного 2014 года.
Впрочем, часть ушедшей валюты возвращалась на российский рынок в последние годы в виде покупок зарубежными инвесторами российских гособлигаций (ОФЗ). Именно благодаря этому мы сейчас видим хотя бы те курсы, которые есть, а не 80-90 рублей за доллар, которые так и остались бы, если бы не интерес к российскому госдолгу.
В результате за санкционные годы российские банки и бизнес погасили по внешним долгам все, что требовалось отдать западным «партнерам», и сейчас на рынке отсутствует какая-либо необходимость в валюте. Новых долгов нет, а вкладывать валюту за рубежом особенно и некуда из-за низких ставок. Поэтому ни от населения, ни от Минфина новые доллары и евро банкам не нужны. В целом такая ситуация является большим плюсом для любого государства, зависящего от зарубежной валюты. Однако заплатило за такой плюс население, реальные доходы которого из-за глобальной девальвации с 2014 года сократились в разы.
Уважаемые читатели! Автор будет рад видеть вас в числе подписчиков своего канала и благодарен за любые оценки и комментарии.