Нейроэргономика — это наука о правильном использовании человеком своего мозга. Если верить ей, то практически все люди на земле используют мозг неправильно и страдают от этого.
Многие исследователи, и среди них французский нейробиолог Идрис Аберкан, считают, что гениальность присуща абсолютно каждому человеку. Вопрос не в наследственности, а в подготовке.
Сегодня расскажу, какого рода подготовка требуется и как стать гением бесплатно, без смс и регистрации.
А как правильно?
В книге «Свободу мозгу!» Аберкан собрал множество наглядных примеров правильного использования человеком своего мозга. Люди, о которых он пишет, делают удивительные вещи: перемножают в уме тринадцатизначные числа, извлекают квадратные корни из любого числа с точностью до пятнадцатого знака после запятой, запоминают и воспроизводят длинные последовательности чисел и букв.
Как у них это получается? Дело в том, что они знают, как функционирует мозг и пользуются этим.
У человека есть разные виды памяти: кратковременная, долговременная, эмоциональная, зрительная, слуховая.
Если вам предложат запомнить последовательность чисел и символов вида 18КУ34АН6С, вы, скорее всего, попытаетесь воспользоваться своей кратковременной памятью, а именно вызубрить последовательность от и до, как стихотворение в школе.
Это стандартный подход к решению такой задачи для подавляющего большинства людей, однако исследования показывают, что он же самый малоэффективный.
Суть кратковременной памяти такова, что информация в ней не задерживается. Она вообще предназначена скорее для сортировки поступающих сигналов и разделению их по принципу «важно/не важно».
То, что получило гриф «важно» переносится мозгом в долговременную память, а всё остальное тут же выбрасывается, чтобы освободить место новой информации. Этим же отчасти объясняется эффект «не помню зачем пришёл». Вы шли в кухню налить себе чаю, тут вам позвонили с работы, вы начали разговор с коллегой, пришли на кухню, завершили разговор и с удивлением спрашиваете себя «зачем я вообще пошёл на кухню?». Новая информация с работы просто вытеснила информацию о чае из кратковременной памяти.
Мастера мнемоники, то есть запоминания больших объёмов любой информации, поступают иначе. Чтобы придать сообщению важности и поспособствовать его записи в долговременную память, они прибегают к помощи эмоциональной, визуальной и слуховой памяти.
Например, комбинацию чисел и букв, предложенную выше, они будут запоминать так: разобьют на части и придумают каждой из этих частей запоминающийся образ. Из образов построят длинную фразу и запомнят не комбинацию цифр и букв, а эту фразу.
18КУ34АН6С превращается сначала в 18 КУ 34 АН6 С а дальше подключается ассоциативный ряд:
18 — Сергей Жуков (солист группы «Руки Верх!» и их песня 18 мне уже)
КУ — Фредди Меркьюри (Группа Queen, при чтении Qu получается КУ)
34 — ассоциация с танком Т-34
АН6 — федеральная трасса Сибирь, по которой автор в своё время неплохо так поездил
С — смешное слово на эту букву, например «спятить»
А теперь собираем фразу: Сергей Жуков и Фредди Меркьюри ехали на танке в Сибирь, пока не спятили. Запоминаем эту фразу и легко дешифруем её обратно в цифро-буквенную последовательность.
Небольшой совет для использования этой техники — мозг лучше всего запоминает вещи со следующими тегами: смешно, нелепо, сексуально, страшно или мерзко. Это связано с мощным эмоциональным откликом на подобные события в жизни, поэтому при изобретении фраз старайтесь пользоваться этими тегами для улучшения результатов.
Что там с гениальностью?
Выше я рассказал про то, как работает голова у гениальных запоминателей. А что с остальными видами деятельности? С рисованием или игрой на пианино?
В общем, всё то же самое. Помимо моторной памяти музыканты задействуют, например, цветовую. Известно, что Николай Андреевич Римский-Корсаков мог видеть музыку — он представлял себе звуки как сочетания цветов. Примерно так же музыку видел Александр Николаевич Скрябин. Из современников подобным восприятием обладает, например, Канье Уэст. У этого феномена даже научное название есть — музыкально-цветовая синестезия.
У художников тоже есть свои приёмы. Например в Америке живёт Джон Брамблитт, известный тем, что рисовать начал после того, как потерял зрение в 2001 году. Он пишет картины, используя обоняние и осязание. Буквально он использует моторную память, чтобы запомнить текстуру краски каждого цвета.
Использование разных видов памяти для решения задач даёт удивительные результаты. Но никакой результат невозможен без практики.
Чтобы понять, сколько нужно практики, чтобы стать гением своего дела, опять обратимся к учёным.
В 1993 году Эндрю Эрикссон, Клеменс Теч-Ромер и Ральф Крампе опубликовали исследование, которое вошло в широкий обиход как «Правило 10000 часов».
Согласно утверждению авторов, чтобы стать профессионалом в каком-нибудь деле, тебе нужно потратить на практику в этом деле 10000 часов. Учёные проводили эксперимент с привлечением студентов музыкальных колледжей.
В 2016 году Эрикссон указал на неточность цифры в 10000 часов. По итогам рассмотрения новой выборки оказалось, что разным людям требуется разное количество времени для того, чтобы стать хорошим музыкантом. Однако, несмотря на скорректированные данные даже самым талантливым студентам пришлось потратить на практику не менее 8000 часов.
Но 8000 часов сделают из новичка профессионала. Не гения, просто хорошего музыканта. А как получить гения? Идрис Аберкан в своей работе упоминает, что разница между профессионалом и гением на самом деле небольшая. Всего в 40000 часов практики.
Гораздо важнее, что для достижения такой впечатляющей цифры нужно искренне любить своё дело. Выдающиеся в своей области учёные, известные музыканты и писатели тратят на своё основное занятие всю жизнь. Возможно, именно поэтому они великолепны и их называют гениями.
Хорошая новость в том, что вы тоже сможете стать гением, нужно только потратить 50000 часов на практику. Лучше начинайте прямо сегодня, откладывать уже поздно.