Найти в Дзене
Мой XIX век

Граф Кушелев-Безбородко: брак богача с куртизанкой закончился скандальным разводом и долгами

Оглавление

Статья – логическое завершение истории, как богач и меценат граф Григорий Кушелев-Безбородко женился на даме с более чем сомнительным прошлым. Прочитайте – и возвращайтесь!

Граф и графиня Кушелевы-Безбородко. Фото: википедия.
Граф и графиня Кушелевы-Безбородко. Фото: википедия.

Высшее общество отвернулось от супруги графа и от него самого. Зато появился новый круг общения: писатели, музыканты, шахматисты. Семейную жизнь своего покровителя (а граф щедро оплачивал много чего!) видели своими глазами.

Обогатили русскую литературу своими персонами

Федор Михайлович Достоевский писал в черновиках в 1859-1860 году: «Ведь женился же прошлого года граф К. на Бог знает ком». В князе Мышкине и Настасье Филипповне многие петербуржцы узнали супругов Кушелевых-Безбородко. Даже внешность совпадала. Федор Михайлович с реальных людей срисовал литературных персонажей. Только титул поменял и болезнь герою «свою» приписал – эпилепсию (вместо пляски Витта).

Муж и жена Кушелевы изображены в повести «Дорогая елка» как семья Ижорских писателем Я.П. Полонским. Прообразы современники узнали мгновенно. Афанасий Фет автору повести написал: «прелестно воспроизводит нелепых Кушелевых». Финал в произведении, правда, нежизненный.

Как было в жизни? А как в дешевом современном сериале. Судите сами.

В доме и на даче графа (ну, и графини) живет самая разномастная публика. Кушают, пьют, музыкальные вечера, публикуются в журнале, который по их просьбе издает Кушелев-Безбородко. И зyбocкaлят о своем покровителе. Ф.И. Тютчев назвал происходившее в доме графа «подобие зверинца».

Или еще цитата из письма одного из нахлебников-писак. Февраль 1859 года, письмо другу:

«О сиятельной бездарности нечего иначе думать. Это мальчишка, накрытый юбкой пройдохи женского рода».

Знал ли о сплетнях и пересудах граф? Да! Пытался поменять мнение в лучшую сторону. Через несколько лет понял, что это невозможно.

Репутацию его супруги изменить нельзя, потому что графиня «сама будет первым препятствием».

Жили супруги весело первый год. Поехали за границу.

Привезли оттуда в Россию Александра Дюма. Помните? Дюма приезжал в Россию, путешествовал, книги писал и т.д.? Понимаете, за чей счет? Сам бы не приехал.

Еще они притащили в Россию экстрасенса Хьюма. В те годы в моду входили разные спиритические сеансы, императорская семья ими тоже увлекалась, а с ними и высший свет.

Есть версия, что этой моднявостью тоже обязаны графу и графине. Причем Хьюма умудрились женить на младшей сестре графини – Александре Кроль.

Второй раз отправились в Европу весной 1859 года.

Деньги и графиня Любовь Ивановна

Григорий Александрович стал прозревать. Перед отъездом оплатил 100 тысяч серебром долгов своей благоверной (это та самая, про которую граф Александру II писал, что не вытягивает из него деньги…).

Аппетиты Любови Ивановны росли. И достигли космополитических размеров.

Не захотела возвращаться в Россию графиня. Франция ей как-то больше нравилась. Супруг дал на отдельное проживание разрешение, купил имение (еще 300 тысяч франков, еще 200 тысяч – на обустройство). Пообещал высылать три тысячи рублей каждый месяц и вернулся на родину один.

И … больше супруги вместе не жили.

Муж в России тратил деньги на литераторов (а также шахматистов, музыкантов и кого-то-там-творческого-еще) и пил с Николаем Кролем (это брат графини). Писатель. Ну, как писатель… Он марал бумагу, а его никто не читал…

Николай Иванович Кроль. Брат графини. Фото: из Википедии.
Николай Иванович Кроль. Брат графини. Фото: из Википедии.

А жена за границей играла в карты и закладывала фамильные драгоценности графов Кушелевых-Безбородко. А супруг их выкупал. И не раз-другой.

В 1861 году граф поехал к супруге, чтобы ее образумить. Любовь Ивановна наделала долгов на полмиллиона серебром (муж знал только о половине и оплачивал до 1864 года).

Результат? Обещание изменить образ жизни. И честные-честные глаза графини. И снова в залоге оказались драгоценности, картины, имение.

Закономерный недофинал семейной жизни

Мягкий Кушелев сокращает содержание жены до 1 тысячи рублей в месяц. И в конце 1862 года публикует в четырех газетах Парижа объявление: новые обязательства жены он не принимает.

Зачем объявления? Так было принято. Муж информирует, что не будет оплачивать долги жены. Следовательно, ей перестанут деньги суживать.

Идеальной семейной жизни четы Кушелевых-Безбородко (она за границей в карты играет, а он в России долги оплачивает) пришел закономерный финал. Кто читал о том, как женилась эта парочка влюбленных, тот знает, что развод в те времена получить нелегко.

Григорий Александрович ради своей Любови пожертвовал многим.

А теперь платил адвокатам, общался с высшими чиновными лицами России и… обращался к императору. Чтобы жениться – строчил слезные послания царю, чтобы развестись – к нему же.

Только и графиня от него не отставала. Летом 1864 года в Париж приехал Александр II. Графиня передала ему жалобу на мужа. Письменную.

Ее версия: Кушелев бросил Любовь Ивановну в 1863 году, прочем без средств к существованию, долги наделал муж, бриллианты у нее отобрал, продал 2 имения и должен ей четверть миллиона рублей с процентами.

Чего хотела графиня от императора? Просила сделать внушение мужу, «чтобы он поступал с своею женою прилично Русскому Магнату и знатному имени».

Жалоба – дело серьезное. Графу пришлось оправдываться по пунктам.

И Кушелев-Безбородко решил ходатайствовать о расторжении брака. Как писал шефу жандармов В.А. Долгорукову: его возмутила не жалоба, а форма подачи: через малолетнего сына графини от первого брака, Александра Пенхepжeвcкого. Мальчик относился к отчиму как к родному отцу.

Почему-то развода не получилось. И семьей Кушелевы-Безбородко жить не могли, а законы того времени запрещали супругам договариваться о раздельном проживании (хотя закон всё равно не соблюдали) .

Юристы, глава III отделения, военный генерал-губернатор Петербурга А.А. Суворов решали семейную проблему графа.

Сам он, вероятно, был не в состоянии. Когда Григорий Александрович собирался только жениться на своей куртизанке, сестры и брат хотели признать его душевнобольным. Венчание недееспособных людей не допускалось. А теперь развестись не может, бедолага. Обычно дворяне умели соблюдать приличия и семейные вопросы решали в семье. Тут лазейку искали высшие государственные чиновники России.

Условия раздельного проживания бывших влюбленных

Было объявлено, что 1. у пасынка Кушелева слабое здоровье (это правда). 2. Климат Петербурга мальчику вреден. Врачи рекомендуют теплый, а не промозглый северной столицы.

3. А графу по делам нужно находиться в России.

С графини взяли письменное обязательство:

  • Неотлучно находиться рядом с сыном
  • Никогда не оставлять его у третьих лиц
  • Никогда не привозить его в Петербург и «ни в другие места, вредные для его здоровья» (изящно, правда? Так графиня никогда не вернется в холодную Россию).

Еще 8 лет назад Кушелеву было все равно, кто и что думает о его возлюбленной и о его браке. Теперь граф хотел, чтобы император России был гарантом соглашения между супругами (оно выше).

"И чтобы Золотая Рыбка была у меня на посылках!" (с) сказка, написанная одним дворянином, которого тоже все отговаривали от женитьбы

Но Рыбка Его Императорскому Величеству «угодно, чтобы дело сие было окончено без Высочайшего участия Его Величества».

12 марта 1865 года соглашение было подписано, III отделение контролировало его выполнение.

Финал мелодрамы (или фарса) супругов Кушелевых-Безбородко

Здоровье графа было не очень и до встречи с Любовью Ивановной. Совместное распитие не-чая с братом жены при такой болезни как «пляска святого Витта»… тот еще фактор…

Потрясения семейные. С середины 1860-х годов граф перестает заниматься общественной работой. Литература, музыка, шахматы перестают его интересовать. Меняется и отношение к себе. Как?

В 1868 году издал двухтомник своих произведений. Раньше он публиковал свои очерки и рассказы как Грицко Григоренко. Теперь – под своим именем. Т.е. все равно стало, кто и что про него говорит. И тут и роман писателя Достоевского стали публиковать в журнале...

1 марта 1870 года скончался от удара, похоронен в Александро-Невской лавре.

«Следы» графини можно найти в «Дневнике» Федора Достоевского за 1876 год: мадам явилась знакомиться с писателем. Переживет бывшая куртизанка своего 3-го мужа на 30 лет и будет похоронена в Каннах.

P.S. Наследники миллионных состояний и хитрые авантюристки женились и будут жениться всегда. Правда, принц Гарри?