Когда мы вышли из ворот лагеря, рассказывал один из немецких военнопленных, конвоиры заставили нас затянуть песню «От Амура до Березины». Мы как могли подхватили ее. На тот момент наш репертуар советских песен отличался достаточной обширностью.
Местное начальство заботилось, чтобы досуг пленных был музыкальным. Одному выдали скрипку, он когда-то играл на ней, другой разучивал баян, третий извлекал звуки из своей гармошки. Остальные «бодро» пели все, от гимна СССР до народных песен. Иногда разрешали исполнить что-нибудь немецкое, но это были очень редкие моменты.
В остальное время обтрепанное немецкое воинство тешило советских людей тем, что пело русские популярные песни. Со стороны это должно было смотреться очень весело.
Справка! За время Второй мировой количество пленных немцев составило около 2,4 млн человек.
Наш лагерь находился в Казахстане. Зачастую перед работой нас заставляли нарезать круги вокруг площади в том городишке, что был неподалеку. При этом все это делалось под песни. Репертуар, конечно, был советский.
Трудно представить, что «бравые» немецкие солдаты могли бы затянуть немецкий мотив, находясь глубоко на территории врага. С большей долей вероятности в этой ситуации нашлись бы те, кто удовольствием закрыл бы нам рты.
Первое время местные смотрели на нас враждебно, но затем все стало меняться. За несколько проведенных в лагере лет пришлось увидеть всякое. Перед отправкой домой, когда наступил 1949 г., мы явно приобрели для русских облик людей. Раньше нас воспринимали исключительно как зверей.
Вывод
Слабо верится в то, что наши люди в немецком плену могли чувствовать себя столь же вольготно. Например, их бы водили на работы строем, они тем временем пели, иногда свое, советское. Полная фантастика. Советские люди шли строем в другие места – печи, где их сжигали.