Михаил Барышников не любит говорить о детстве — и вообще о прошлом, предпочитая обсуждать с журналистами свои текущие проекты. Известно, что родился он в Риге, в семье советского военнослужащего, командированного в Латвию. Отец был далек от искусства, зато мать Барышникова обожала театр и всегда брала с собой маленького Мишу — пусть даже он засыпал в мягком кресле вместо того, чтобы наблюдать за действием.
«Я стремился танцевать не лучше остальных, а лучше себя самого», — говорил Барышников. Ему было тесно на сцене Мариинки, в рамках ее репертуара. В 1974 году во время гастролей в Канаде Барышников отказался возвращаться в СССР — тогда он четко осознал, что «время безжалостно», и что назад пути больше нет.
В одном из интервью Михаил Барышников признался, что никогда не хотел вернуться. «Я продукт латвийского воспитания, хотя родители у меня были русские со всеми вытекающими из этого последствиями. Но я никогда не чувствовал ностальгии — точнее, у меня есть ностальгия по русским людям и русской культуре, но не по этому месту на географической карте», — сказал он.
«Будучи классическим танцовщиком, примерно в тридцать с чем-то лет я понял, что если не стану экспериментировать, а буду просто беречь свое тело, то смогу танцевать «Жизель» примерно до 50 лет», — как-то рассказывал Барышников. Некоторых артистов это устраивало, но он решил по-другому — и преуспел во всем, за что брался.
Сегодня Михаил Барышников руководит собственным центром искусств Baryshnikov Arts Center, который занимается поддержкой молодых артистов. «Чего только не сделаешь, чтобы избавиться от скуки», — шутит артист, но тут же добавляет, что до сих пор старается не пропускать балетный класс.
Источник: "Аргументы и факты"