ДА, действительно так. Именно за месяц с нуля. На пустыре.
За 1 месяц построили завод на пустыре и выпустили первую партию авиационных свечей зажигания
Возникает вопрос: а было бы возможно такое сейчас, в век технического прогресса, когда вся техника на грани фантастики, круче техники из "Звездных войн" ?
Я думаю нет.
Мы в настоящее время производство одного маленького бытового двигателя растягиваем на 5 лет, а в конце, когда наконец-то освоили, вдруг узнаем, что у нас уже есть конкуренты. И у них качественнее, и цена ниже.
Это проблема всей российской промышленности. Поэтому в последние годы, активно открываются только торгово-развлекательные центры и комплексы.
А как все это было тогда в те далекие годы?
История Уфимского агрегатного завода, ныне АО "УАПО" (Уфимское агрегатное производственное объединение), как и многих уфимских промышленных предприятий, началась в 1941 году.
Сама дата рождения завода №161, который был эвакуирован из Москвы в 1941 году, на самом деле 7 декабря 1935 года. Под таким литерным номером был завод, сегодня он называется АО "Уфимское агрегатное производственное объединение".
14 сентября 1941 года, в связи с приближением фронта к Москве, поступает приказ Наркома: "Приступить к немедленной эвакуации завода из Москвы в г. Уфу."
Месяц спустя эшелон с рабочими и оборудованием прибыл в Уфу, и после разгрузки разместился на территории авторемонтных мастерских с недостроенным гаражом по улице Аксакова. Площадка была определена.
Первым директором завода стал Михаил Гаврилович Масальский.
25 ноября 1941 года, уже через 40 дней после переезда завод изготовил первую продукцию - первую партию авиационных свечей зажигания (10 000 штук), которые были отправлены на фронт для двигателей боевых самолетов.
Даже представить себе невозможно. За месяц приехать, выгрузиться, построить производственные линии, и уже выпустить первую партию.
В голове у нормального человека такое просто не укладывается.
За годы войны на заводе были изготовлены авиационные свечи для 134 000 боевых самолетов Это был, конечно, весомый вклад в техническую победу над фашистами. Их еще называли по-другому "свечи победы".
1500 рабочих работали под девизом «Все для фронта, все для победы».
За вклад в военное время заводу были присуждены многочисленные государственные награды.
И это все только благодаря тем людям, жившим в то время. Лично меня такие люди восторгают, низкий им поклон.
А какое было руководство. Строгие, но добрые. Вдохновляли людей на трудовые подвиги в прямом смысле этого слова.
А директор УАПО на Аксакова, Герасименко Сергей Андреевич, был директором почти 30 лет знал всех своих 12 тысяч работников завода.
"Он любил перед началом рабочего дня, как рассказывали в один голос старейшие работники завода, постоять в проходной. Половина завода проходила мимо него. Без преувеличения, он знал все обо всех. Кому-то улыбнется, подбодрит, кому-то даст указание, попросит зайти и т. д. Внимание директора многим поднимало настроение, подтягивало. Безусловно, по силе авторитета, по силе воздействия на коллектив он был не превзойдён. Вся атмосфера на заводе была приподнятая. Каждый шел на работу с удовольствием. Почти все участвовали в общественной работе, причем искренне, не по принуждению".
Агрегатный завод еще называли "заводом Герасименко", и все знали, что это речь идет об агрегатном.
Еще при жизни его, в 1998 году, было введено звание «Лауреат УАПО имени С. А. Герасименко», которое вручалось достойным работникам предприятия.
Родные дети Герасименко трудились на этом же заводе - сын Герасименко Владислав Сергеевич и дочь Пахомова Светлана Сергеевна. В 2000 годы, когда я их еще застала работающими на заводе в техничсеких службах, им было уже чуть больше 60 лет. Скромнейшие люди, интеллигентные, трудолюбивые, добрые - достойное продолжение своего отца.
Разве сравнить с ними сейчас нынешних детей даже "начальников с маленькими портфелями", которые кичатся не принадлежащими им заслугами.
Еще один яркий пример руководителя, Михаил Ферин, был директором завода УМПО в течение 30 лет, легенда машиностроения, уникальнейший человек, несмотря, что он был одним из самых уважаемых людей страны, сам не терпел зазнаек. Знал почти в лицо всех работников завода (а трудилось почти 50 тысяч человек). Хоть раз в неделю обходил пешком огромнейшую территорию 95 гектаров, только периметр завода больше 5 километров, подходил почти к к каждому рабочему, здоровался, находил к каждому подход, спрашивал про волнующие проблемы.
Когда в 1979 году скончался Ферин, даже американское радио, сообщало, что в СССР умер крупный промышленник. Какой был великий человек, и в то же время такой простой.
Как же с такими руководителями не достичь таких больших высот. Все рабочие старались, люди горели работой. Директора умели создать атмосферу большой семьи.
Но, сравнивая нынешних руководителей предприятий в настоящее время, удивляешься, как люди ставят себя высоко над толпой, и не видят вокруг себя никого. А сами они не могут похвастаться высокими достижениями в работе. Ни опыта, ни знаний. Может и от этого еще (кроме денежной мотивации), у людей нет стимула вкладывать свои силы в работу, гореть работой.
Хотелось бы такой самоотдачи от нашего поколения. Но видимо время сейчас, к сожалению, уже не то, не патриотическое.
Завод за месяц уже не построим.