Недавно видел публикацию в интернете на тему глобального потепления. Там рассуждали на тему того, что скоро в России потеплеет, вечная мерзлота начнет своё таяние, и резко увеличится площадь земель, пригодных для земледелия. Россия завалит весь мир своими продуктами и основательно на этом заработает. Хочется спросить, а что сейчас мешает России увеличивать производство сельхозпродукции? Ну, уж точно не дефицит посевных площадей. Такого количества заброшенных полей не увидишь больше нигде. Эти поля тянуться на многие сотни километров вдоль шоссейных дорог в европейской части России. Т.е. пустует и зарастает сорняком и лесом земля, наиболее удобная для выращивания сельхозкультур с логистической точки зрения. И эту землю уже когда-то пахали. Её вернуть в сельхозоборот было бы куда проще и дешевле, чем создавать новую пашню на месте бывшей тундры. Возникает вопрос – если земля пустует даже в Московской области, неужели кто-то будет осваивать целину где-нибудь в Сибири?
А почему же так случилось? А потому, что в 90-х решено было отказаться от колхозов. Умные дяди из-за океана надоумили их всех разогнать и отдать землю в частные руки. Что из этого вышло видно невооруженным глазом прямо из окна автомобиля. Полуразрушенные здания коровников и элеваторов – это непременное украшение любого сельского пейзажа в России. Особенно в глубинке. Решили развивать фермерство, ну чтобы как на Западе. Отдали землю фермерам. У тысяч фермеров получилось. У сотен тысяч - не получилось. В результате Россия тотально зависит от импорта продовольствия.
А теперь давайте посмотрим на страну, в которой колхозы не только не разгоняли, но всячески поддерживали и развивали даже в самые сложные времена. Эта страна – Республика Беларусь. Во что превратились бывшие советские колхозы за 30 лет в этой стране трудно поверить. Сегодня это современные хозяйства, производящие огромное количество самой разнообразной продукции. Продуктов питания собственного производства в Беларуси - в разы больше того, что необходимо для обеспечения продовольственной безопасности. В России даже малые дети знают что белорусское – значит качественное.
Основное преимущество колхозов Беларуси перед фермерскими хозяйствами России – это размеры. Конечно, большие хозяйства есть и в России, но вся Беларусь – это одно огромное сельскохозяйственное предприятие. Предприятие, у которого есть не только земля и элеваторы, но и своим мясокомбинаты, молокоперерабатывающие заводы, машиностроительные заводы, тракторные заводы, банки, оптовые базы, магазины и даже своя нефтепереработка. У белорусского колхоза нет проблем с обеспечением посевным материалом и топливом весной, а российский фермер каждую весну залезает в долги к банку. У белорусского колхоза нет проблем со сбытом продукции, государство примет любое количество выращенного. Российский фермер каждую осень воюет с перекупщиками.
Спросите любого экономиста, и он Вам скажет, что чем крупнее предприятие, тем оно устойчивее и тем проще ему конкурировать с другими производителями. Теперь становится понятно, почему в России регулярно запрещают ввоз белорусских продуктов. Просто других, честных способов конкурировать с продуктами из Беларуси - нет.
Если российский фермер покупает трактор, то, скорее всего, он при этом обращается в банк, уплачивает первый взнос, обеспечивает залог и затем получает технику под дикие проценты. Размер переплаты, в конечном итоге, может превышать стоимость техники в разы. Когда белорусский колхоз решает приобрести трактор, то он согласовывает поставку с заводом и получает технику. При этом ему нет необходимости переплачивать дилеру, банку или лизинговой компании. Техника, зачастую, поставляется по себестоимости, без первоначального взноса и в долг. Если долгов у колхоза накапливается слишком много – их списывают. Вот как российским фермерам конкурировать с белорусскими колхозами?
Интересно, как в России формируют кадровый резерв из молодежи. Их собирают на озере Селигер, и других местах, где они в костюмах и галстуках произносят правильные речи, пытаясь себя зарекомендовать . В Беларуси, частенько отправляют перспективного специалиста в колхоз – справишься там, справишься везде. Да и помнить будешь о простом рабочем человеке, когда попадешь в высокие кабинеты.
Россия всеми силами старается возродить отрасль самолетостроения. И это правильно. Но скажите, было бы это возможно, если бы в России не было государственных авиаперевозчиков вроде «Аэрофлота»? Кто был бы первым покупателем новых российских самолетов? Никто.
Если бы в России сохранились колхозы, то сегодня выпуск грузовых автомобилей, комбайнов и тракторов, мог бы составлять не тысячи, а сотни тысяч штук в год. Потому что был бы гарантированный платежеспособный сбыт. И Россия бы думала не о том, как обеспечить собственную продовольственную безопасность, а о том, как теснить на внешних рынках другие страны. И деревня российская может быть , не вымирала бы такими темпами. Потому что там была бы работа. Много работы.