Найти тему
ПАНТОГРАФ

Нестандартный словацкий электровоз на широкую колею.

Не всем, полагаю, известно, что почти на 90 км вглубь Словакии от украинской границы вблизи Ужгорода до окрестностей города Кошице уходит ширококолейная электрифицированная железнодорожная линия «Ужгород – Ганиска при Кошицах». Ширина колеи соответствует советскому образцу 1520 мм. Линия была построена для перевозки из Советского Союза на металлургический комбинат «Восточнословацкие железарни» (ныне U.S. Steel Košice) железной руды.

Электровоз серии 125.8
Электровоз серии 125.8

Изначально на этой линии работали тепловозы серии Т679.5 (позднее переименованы в серию 781.8), выпущенные в Советском Союзе. Серия Т679.5 это версия для чехословацких железных дорог луганских тепловозов М62. Мощности одного локомотива не хватало для перевозки состава с рудой, в итоге для транспортирования одного состава использовалось 6 тепловозов Т679.5. Большая нагрузка тепловозов на путь отрицательно сказывалась на состоянии железнодорожной инфраструктуры. С целью решения указанных проблем было решено электрифицировать железнодорожную линию «Ужгород – Ганиска при Кошицах», которая была начата в 1972 году.

Электровозы 125.8 везут состав из полувагонов  железных дорог СНГ
Электровозы 125.8 везут состав из полувагонов железных дорог СНГ

Для этой линии предприятием «Шкода» был создан электровоз серии Е469.5, позже серия была переобозначена как 125.8. Электровоз серии 125.8 был создан на базе односекционной модели серии 123 в двухсекционном исполнении.

Электровозы 125.8 везут состав из полувагонов  железных дорог СНГ
Электровозы 125.8 везут состав из полувагонов железных дорог СНГ

Всего для нужд чехословацких железных дорог было создано два типа двухсекционных электровозов, а на колею 1520 мм локомотив серии 125.8 был единственным электровозом чехословацких железных дорог. Таким образом, указанный электровоз является нестандартным для чехословацкой, а ныне словацкой железных дорог.

Электровозы серии 125.8
Электровозы серии 125.8

Электровозы серии 125.8 были выпущены единственной партией в количестве 44 секций (22 двухсекционных локомотива) в 1975 году. В регулярных перевозках находятся с 1977 года. Локомотив рассчитан на максимальную скорость 90 км/ч. Электровоз односистемный и рассчитан на постоянный род тока напряжением 3 кВ. В отличие от других электровозов словацких железных дорог, локомотив серии 125.8 оборудован автоматическими автосцепками типа СА-3, так как обслуживает составы, сформированные из товарных вагонов грузового парка стран СНГ.

Электровозы 125.8 везут состав из полувагонов железных дорог СНГ
Электровозы 125.8 везут состав из полувагонов железных дорог СНГ

Локомотивы были переданы для эксплуатации в депо Ганиска при Кошицах, которое было единственным на ширококолейной линии. Поставлены были в 1976 году, когда электрификация еще не была завершена, и их обкатка проводилась на территории Советского Союза на участке от Чопа до Ужгорода.

С 1978 года началась регулярная эксплуатация локомотивов на трассе «Ужгород – Ганиска при Кошицах», при этом до Ужгорода данные локомотивы не доезжают, на пограничной станции Матовце происходит замена их на украинские локомотивы.

Электровозы 125.8 везут состав из полувагонов  железных дорог СНГ
Электровозы 125.8 везут состав из полувагонов железных дорог СНГ

Поезда, груженные рудой, весом 4000 тонн, ведут по два локомотива серии 125.8, на участке Требишов – Сланчик из-за тяжелого профиля пути им помогают еще два электровоза. Скорость при рабочем движении составляет не более 60 км/ч.

Несколько локомотивов данной серии списаны, они были или разбиты в аварии или стали источниками запасных частей.

В настоящее время на балансе остается 18 двухсекционных электровозов. Локомотивы принадлежат железнодорожной компании ZSSK Cargo и продолжают работать, несмотря на свой преклонный возраст.

Электровозы 125.8 везут состав из полувагонов железных дорог СНГ
Электровозы 125.8 везут состав из полувагонов железных дорог СНГ

Указанные локомотивы несколько раз наблюдал из окна поезда «Москва – Миловице» или прицепного вагона «Москва - Зволен», когда ездил из Чехословакии в СССР или обратно в 1987-1990 годах, при прохождении военной службы моим отцом в Центральной Группе Войск. В некоторых местах ширококолейная линия «Ужгород – Ганиска» примыкала к линии «Чоп – Чьерна-над-Тисой – Кошице» стандартной европейской колеи. Локомотив вызвал у меня пристальный интерес – для меня он был «двухсекционной чебурашкой», так как имеет отдаленные сходства с серией ЧС2. К тому же, как уже сказано выше это был один из двух типов двухсекционных электровозов на железных дорогах Чехословакии. Помимо примыкания ширококолейной железной дороги в указанном участке, при нескольких поездках в прицепном вагоне сообщением «Зволен-Москва» или обратно (всего таких поездок было три – две в сторону СССР, одна в сторону Братиславы) от станции Плешивец до Москвы или обратно в окрестностях города Кошице из окна был виден металлургический комбинат и большое количество советских полувагонов на путях возле него. По прошествии времени я изучил доступные источники как по указанной железной дороге, так и по электровозам серии 125.8, кроме того виртуально «проехал» по указанной дороге по спутниковым снимкам мапл гугл.

Кстати помимо указанных электровозов на этой железной дороге эксплуатируются тепловозы Т669 на колею 1520 мм, оборудованные автосцепками СА-3. В России аналоги этих тепловозов имеют серию ЧМЭ3.

Примыкание ширококолейной железной дороги с дорогой европейской колеи, голубой пассажирский вагон рассчитан на колею 1435 мм
Примыкание ширококолейной железной дороги с дорогой европейской колеи, голубой пассажирский вагон рассчитан на колею 1435 мм

К, сожалению, в те годы я не занимался фотографией, поэтому для иллюстраций взяты фото со свободного доступа из сети Интернет.

ДДН. Материал подготовлен на основании открытых данных в чешских и словацких источниках в сети Интернет. Фото с сайта Википедия (чешский вариант), https://www.zelpage.cz

Ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал