Найти в Дзене
Наша Вологда

Гримасы оптимизации: почему водители скорой остались без зарплаты?

Тре­вож­ная и скан­даль­ная си­ту­а­ция воз­ник­ла между во­ди­те­ля­ми и ра­бо­то­да­те­лем на стан­ции ско­рой по­мо­щи в Че­ре­пов­це: во­ди­те­ли вы­сту­пи­ли с от­кры­тым пись­мом, в ко­то­ром по­жа­ло­ва­лись на невы­пла­ту зар­плат. «Наша Во­лог­да» по­пы­та­лась разо­брать­ся, от­ку­да по­яви­лась про­бле­ма.

Со слов самих во­ди­те­лей, по со­сто­я­нию на конец ян­ва­ря им не за­пла­ти­ли за де­кабрь, при этом ме­ся­цем ранее за­ра­бот­ную плату они по­лу­чи­ли с боль­шой за­держ­кой. Кроме того, шо­фе­ры «ско­рой» се­ту­ют на от­сут­ствие ин­дек­са­ции зар­плат с 2014 года - фак­ти­че­ски их за­ра­бо­ток за по­след­ние пять лет су­ще­ствен­но умень­шил­ся. В де­пар­та­мен­те здра­во­охра­не­ния Во­ло­год­ской об­ла­сти за­яви­ли, что этой ис­то­ри­ей «обес­по­ко­е­ны», но под­черк­ну­ли, что во­про­сы зар­плат может ре­шать толь­ко непо­сред­ствен­ный ра­бо­то­да­тель во­ди­те­лей - ООО «Эф­фек­тив­ная си­сте­ма здра­во­охра­не­ния» (ЭСЗ). Об­ра­ще­ние во­ди­те­лей было пе­ре­на­прав­ле­но в Го­су­дар­ствен­ную ин­спек­цию труда, ко­то­рая за­ни­ма­ет­ся всеми во­про­са­ми на­ру­ше­ния тру­до­вых прав.

Про­бле­мы с ООО «ЭСЗ» у во­ло­год­ских ме­ди­ков по­яви­лись не се­го­дня и не вчера. Пе­тер­бург­ская ком­па­ния при­шла в ре­ги­он в 2013 году, когда в об­ла­сти остро сто­я­ла про­бле­ма нехват­ки транс­пор­та на стан­ци­ях «ско­рой», а средств для ее ре­ше­ния не было — в мест­ном здра­во­охра­не­нии, как и в дру­гих сфе­рах, вовсю шла волна оп­ти­ми­за­ций и сни­же­ния за­трат. Ор­га­ни­за­ция, при­над­ле­жа­щая сыну зам­ген­ди­рек­то­ра «Га­з­пром­неф­ти» Да­ни­и­лу Ба­рыш­ни­ко­ву, пред­ло­жи­ла со­труд­ни­че­ство по прин­ци­пу аут­сор­син­га - она по­ку­па­ет в кре­дит ме­ди­цин­ские ав­то­мо­би­ли и сдает их в арен­ду стан­ци­ям ско­рой по­мо­щи. В рам­ках этого парт­нер­ства ООО ЭСЗ от­ве­ча­ет за со­сто­я­ние ав­то­пар­ка, а также за под­бор и зар­пла­ту во­ди­те­лей.
Од­на­ко очень скоро стали видны ми­ну­сы та­ко­го «сим­би­о­за». Во-​первых, го­дич­ная арен­да од­но­го ав­то­мо­би­ля об­хо­ди­лась при­мер­но в пол­то­ра раза до­ро­же, чем са­мо­сто­я­тель­ная по­куп­ка новой ма­ши­ны. Во-​вторых, ООО «ЭСЗ» ока­за­лось свя­за­но с со­мни­тель­ны­ми фи­нан­со­вы­ми ма­хи­на­ци­я­ми, что в 2019 году при­ве­ло к бло­ки­ров­ке сче­тов ком­па­нии в пяти рос­сий­ских бан­ках (хо­ди­ли слухи о ско­ром банк­рот­стве ком­па­нии, пока не под­твер­див­ши­е­ся). Во­прос о том, це­ле­со­об­раз­но ли про­дол­жать со­труд­ни­че­ство с таким парт­не­ром, под­ни­мал­ся в конце про­шло­го года в том же де­пар­та­мен­те здра­во­охра­не­ния. Но... в итоге был объ­яв­лен кон­курс и под­пи­са­ны новые кон­трак­ты с тем же ООО «ЭСЗ» (прав­да, толь­ко по Во­лог­де и Че­ре­пов­цу — рай­о­ны на сей раз ис­клю­чи­ли) на 2020-​2021 годы на общую сумму 426 млн. руб­лей.

При этом во­ло­год­ская и че­ре­по­вец­кая стан­ции ско­рой по­мо­щи по­да­ли к «Эф­фек­тив­ной си­сте­ме» иски на несколь­ко мил­ли­о­нов руб­лей в Ар­бит­раж­ный суд по недо­пла­те за арен­ду га­ра­жей и за мед­осмотр во­ди­те­лей. В ре­зуль­та­те сло­жи­лась аб­сурд­ная си­ту­а­ция, когда ме­ди­ки вы­нуж­де­ны ра­бо­тать в одной связ­ке с ор­га­ни­за­ци­ей, с ко­то­рой од­но­вре­мен­но су­дят­ся. К чему все это при­ве­дет, пока Го­син­спек­ция труда не спеша раз­би­ра­ет­ся с на­ру­ше­ни­я­ми, непо­нят­но. Пока же вы­ска­жем кра­моль­ную мысль: ко­рень всех бед за­клю­ча­ет­ся в самом под­хо­де «свер­ху» к оп­ти­ми­за­ции здра­во­охра­не­ния. В стрем­ле­нии сэко­но­мить любой ценой уже не пер­вый год со­кра­ща­ют в ме­ди­цине то, что со­кра­щать нель­зя по опре­де­ле­нию.

На­по­сле­док за­да­дим ри­то­ри­че­ский во­прос. Бук­валь­но пару дней назад в Во­ло­год­ской об­ла­сти был со­здан опе­ра­тив­ный штаб по борь­бе с новым ко­ро­на­ви­ру­сом 2019-​nCoV из Китая. Ре­аль­ная это опас­ность или, ско­рее, непо­мер­но раз­ду­тая ВОЗ и ми­ро­вы­ми СМИ - не суть важно. Про­сто вспом­ним, что самое тя­же­лое ослож­не­ние ко­ро­на­ви­ру­са - быст­ро раз­ви­ва­ю­ща­я­ся пнев­мо­ния. Хо­чет­ся по­ин­те­ре­со­вать­ся - сколь­ко жиз­ней унес­ла бы по­доб­ная эпи­де­мия, пока во­ди­те­ли, остав­ши­е­ся без гроша, от­ка­зы­ва­ют­ся опе­ра­тив­но вы­ез­жать к боль­ным па­ци­ен­там?

Олег Ро­ди­о­нов, фото яндекс