Найти в Дзене
Морская коллекция

Броненосные крейсера.Последний из Рюриков-флагман Балтийского флота."Рюрик II".

«Рюрик»_рисунок_А._Заикина
«Рюрик»_рисунок_А._Заикина

В конце 1903 года Главный морской штаб представил императору доклад ,в котором говорилось о необходимости закончить постройку и укомплектование всех боевых кораблей по программе 1895-1898 года к 1 января 1905 года и незамедлительно начать новую программу судостроения ,реализовать которую планировалось на 1904-1914 годы.Новая программа предусматривала строительство 16 эскадренных броненосцев (7 для чёрного моря и 9 для Балтики) - на них отводилось 268 млн. руб. (72% будущих ассигнований) - и только 44 млн. руб. (менее 12%) предполагалось истратить на 4 крейсера - два бронепалубных для Чёрного моря («по образцу «Богатыря») и два броненосных для Балтийского.

Программа была утверждена Николаем II 12 января 1904 года. Техзадание,выданное МТК уже после начала войны с Японией предусматривало по броненосному крейсеру увеличение водоизмещения до 14 тысяч тонн,учитывая опыт текущей войны.То есть необходимость эскадренного крейсера,способного выполнять и крейсерские и линейные задачи была очевидна не только британскому адмиралтейству.

Тактико-техническое задание оговаривало смешанный главный калибр в башенных установках, противоминный калибр в казематах и на надстройках, скорость полного хода не менее 21 узла, водоизмещение от 12 000 тонн до 14 000 тонн и двигательную установку по типу "Громобоя". МТК получил множество проектов большого броненосного крейсера от иностранных компаний и русских инженеров.

Выбор пал на проект английской фирмы "Виккерс" "вариант №160-В" Т.Дж. Оуэнса-Тэрстона .Проект 21 октября 1904 г. предлагал построить крейсер в 14750 тонн за 20 месяцев под ключ за 1,5 миллиона ф.стерлингов. "Виккерс" отличался от остальных претендентов наличием большого опыта строительства крупных боевых кораблей- 7 больших крейсеров и 5 линкоров.В марте 1905 года МТК сообщил "Виккерсу" о выборе его проекта и уточнил требования заказчика,в частности по вооружению- главный калибр определялся в 4 10” и 8 8" орудий, а 20 75-мм пушек заменялись таким же количеством 120 мм орудий.

28 мая 1905 англичане привезли проект ,переработанный с учетом всех пожеланий заказчика. 24 июня 1905 подписали предварительное соглашение,17 ноября 1905 утвердили доработанный проект и 10 января 1906 года на свет появился официальный контракт.Срок постройки по нему был определен в 26 месяцев,вот только к этому моменту на стапелях верфи "Виккерс" в Барроу уже 5 месяцев шли активные работы- киль крейсера заложили еще 9 августа 1905 года. К моменту подписания контракта в январе 1906 г. общий вес выставленных корпусных конструкций достигал внушительной цифры 2600 т.

Контракт предусматривал строительство крейсера водоизмещением 15 000 тонн, наибольшей длиной 161,2 метра, шириной на миделе 22,9 метра, углублением при полной осадке 7,9 метра, бронированием нижней и средней палуб, казематов, артиллерии и пояса по ватерлинии, с проектной скоростью в 21 узел, применением водотрубных котлов "Бельвилля" и установкой облегчённого рангоута. Стоимость контракта оставалась прежней-1,5 миллиона ф.ст.

-2

Крейсер ,благодаря совместному творчеству опытных английских конструкторов,русских инженеров и моряков стал воплощением многих передовых новаторских идей- как на основе достижений технического прогресса,так и на основе практического опыта прошедшей войны. Надо отметить,что британцы довольно охотно шли на внесение изменений в проект ,доработки и уточнения. Могу предположить,что основным стимулом было получение рекламного портфолио на такой уникальный корабль,каким обещал быть новый крейсер, в своё резюме.А также приобретение бесценного опыта.

Несмотря на многочисленные усовершенствования,Морское министерство в спецификации настоятельно оговаривало необходимость оставаться в пределах оговоренного водоизмещения.

Ибо уже к этому моменту улучшения прибавили до 200 тонн перегруза- бронирование котельных кожухов (52,5 т); разделительные переборки батареи и траверзы (увеличены до 25 мм) (47,0 т); мелкокалиберная артиллерия с боезапасом (30,25 т); вспомогательный руль с приводами и литыми частями (27,5 т); доведение толщины кормовой боевой рубки до 203 мм, её трубы до 127 мм (1З,0 т); увеличение толщины крыши башен 10" орудий на 12,5 мм (11,0 т); увеличение веса корпуса вследствие вышеописанного (18,75 т).

С 5 мая 1906 года в процесс строительства включился и капитан 1 ранга Н.О. Эссен ,назначенный первым командиром крейсера и прибывший в Англию для наблюдения за процессом.Герой Порт-Артура внес свою лепту в усовершенствование проекта- в частности предложил отказаться от бронированных рубок бортовых дальномерных постов, предусмотренных побортно на полубаке подле второй и третьей дымовых труб. Дальномеры перенесли в боевые рубки, расширив их до необходимых размеров. Были добавлены также новые помещения для экипажа - кубрики для команды и каюты для кондукторов, прачечная, сушильня, хлебопекарня.

«Рюрик»_в_достроечном_бассейне
«Рюрик»_в_достроечном_бассейне

Спуск корабля состоялся 4 ноября 1906 г., событие это прошло гладко и без особого шума. Зимой 1906/1907 гг. шла достройка корабля на плаву. Весной эти работы были завершены и по инициативе компании приступили к ходовым испытаниям крейсера. 6 июля 1907 г. крейсер вывели в море и у Глазго сделали несколько пробегов на разных скоростях. Полный ход составил в среднем 21,4 уз. при зафиксированной мощности машин 20591 л.с. Водоизмещение крейсера в начале испытаний составляло 15133 т (средняя осадка 7,96 м), в конце - 15040 т (7,91 м).

-4
«Рюрик»_перед_выходом_в_Россию
«Рюрик»_перед_выходом_в_Россию

Ryurik1907Barrow-in-Furness
Ryurik1907Barrow-in-Furness

В конце августа 1908 г. крейсер (с годичным опозданием против контракта из-за проблем с орудийными башнями), условно принятый по ходатайству «Виккерс», совершенно уверенной в благополучном исходе повторных испытаний стрельбой в Балтийском море, поднял Андреевский флаг и вышел на Родину, где уже русскими инженерами были исправлены все недочеты английской фирмы.

Нарекли новый крейсер «Рюриком» - в память о герое русско-японской войны, погибшем в неравном бою в Корейском проливе 1 августа 1904 года. В истории он именуется "Рюрик II" ,во избежание путаницы со знаменитым тезкой.

А само имя появилось в русском флоте в честь легендарного основателя Древнерусского государства,прибывшего к ильменским словенам в 862 году,согласно Повести временных лет ,и ставшего основателем династии Рюриковичей,правивших Русью до конца 16-го века.

Рюрик (Рюрик II) Vickers , Барроу-ин-Фёрнесс,Великобритания. Заложен в 1905 году, спущен на воду 4 ноября 1906 года, полностью готов к июлю 1909 года. Разобран на металл 1930 .

Водоизмещение-15 170 тонн. Длина 161 м. Ширина 22,9 м. Бронирование-пояс: 152—102 мм, оконечности: 76 мм,
палубы: 38+25(скосы 38) мм,
башни ГК:203-152 мм,
башни: 178 мм
батарея 120 мм орудий: 76 мм,
рубка: 203 мм
Двигатели-Вертикальные паровые машины тройного расширения,
28 водотрубных котлов Бельвиля,19 700 л.с.,Движитель 2 винта. Скорость хода 21 узел .Экипаж 899 человек.
Вооружение-4 × 254-мм/50 (2 × 2),8 × 203-мм (4 × 2),20 × 120/50-мм,
4 × 47-мм. Минно-торпедное вооружение-2 × 457-мм торпедных аппарата

Силуэт броненосного крейсера имел протяжённый полубак, одну мачту, три дымовые трубы, две боевые рубки с мостиками, носовую и кормовую двух орудийные цилиндрические башни главного 254-мм калибра и 4 бортовые двух орудийные цилиндрические башни вспомогательного 203-мм калибра.

Крейсер имел три непрерывных палубы - верхнюю, среднюю и нижнюю. Верхняя состояла из листов толщиной 15 (в середине) - 10 (в оконечностях) мм, средняя (броневая) 38 мм и нижняя (также броневая) 25 мм. В качестве меры для уменьшения бортовой качки «Рюрик» был оснащён двумя боковыми килями длиной по 60 м высотой 0,76 м. Непотопляемость корабля обеспечивалась делением корпуса поперечными водонепроницаемыми переборками на 19 основных отсеков, продольной водонепроницаемой переборкой по диаметральной плоскости под нижней палубой в районе котельных и машинных отделений и двумя бортовыми продольными переборками, которые проходили почти по всей длине корабля:

Машинно-котельная установка включала два комплекта вертикальных четырёхцилиндровых паровых поршневых машин тройного расширения и 28 водотрубных котлов системы Бельвиля. Наибольшая развитая кораблём во время ходовых испытаний скорость равнялась 21.43 уз. при мощности 20591 л.с., что превысило контрактную (19700 л.с.). В эксплуатации силовая установка показала себя очень надежной. Дальность плавания крейсера составляла - 21-узловым ходом 2568 и 1490 миль при запасе угля соответственно в 2000 и 1200 т и 10-узловым - соответственно 4290 и 2490 миль.

По проекту экипаж крейсера состоял из 20 офицеров и классных чиновников, 16 кондукторов и 875 нижних чинов. Однако в итоге полный штат экипажа на «Рюрике» составлял 964 человека (28 офицеров и классных чинов, и 936 кондукторов, унтер-офицеров и матросов). Размещение его было традиционным для тяжёлых артиллерийских кораблей начала ХХ столетия - команда в кубриках в носу, офицеры в каютах в корме. Помещения нижних чинов занимали всё пространство под полубаком, включая казематы 120-мм артиллерии (здесь матросы подвешивали на ночь свои койки). Помимо этого, в самом носу находились командные гальюны, а перед носовой 10" башней - большой лазарет. Все остальные помещения личного состава полностью занимали пространство на средней палубе . В нос от траверза находились каюты кондукторов и их кают-компания, для подвесных коек матросов отводилась вся средняя палуба в корму от носового траверза до второй пары 8” башен. Здесь располагались ещё камбуз и баня команды, а так- же боевая операционная. Каюты офицеров шли вдоль обоих бортов, заходя за 10” башню, далее по левому борту располагались помещения командира, а по правому и далее в корму - адмиральские апартаменты, включавшие кабинет, спальню, столовую и салон.

Основу броневой защиты корпуса «Рюрика» составлял пояс по ватерлинии. Верхний пояс имел толщину 76 мм, нижний, нисходящий от уровня средней палубы до отметки 1,5 м ниже конструктивной ватерлинии (чему соответствовала осадка 7,93 м), состоял из плит толщиной 152 мм, а у нижней кромки толщина его уменьшалась до 102 мм. Общая высота бортового бронирования цитадели равнялась 3200 мм.

Башни 10" орудий имели лобовую и бортовую броню в 203 мм, 152 мм тыльные плиты, 64-мм крышу и 76-мм подшивку. Барбеты 10" башен были толщиной 184 мм в открытой части (над полубаком и средней палубой для носовой и кормовой башен соответственно), 108 мм у носовой башни далее вниз до средней палубы, и, наконец, 51 мм у обоих башен между средней и нижней палубами.

Особенностью конструктивной подводной защиты «Рюрика» была трюмная подводная переборка, простиравшаяся по всей длине цитадели крейсера. Толщина ее составляла 38 мм, выполнялась она из стали повышенного сопротивления.

В качестве главного калибра «Рюрик» получил новейшую 10" артиллерийскую систему Виккерс в 50 калибров длиной. Это орудие во многом наследовало 10"/45 орудию, спроектированному в 1892 г. А.Ф. Бринком для броненосцев береговой обороны типа «Адмирал Сенявин» и «броненосцев-крейсеров» типа «Пересвет». Бронебойные и фугасные снаряды весом 225,2 кг и два полузаряда ленточного пороха общей массой 87 кг для каждого снаряда,начальная скорость снаряда составляла 899 м/с с прицельной дальностью стрельбы в 18,15 км и максимальной дальностью стрельбы до 21,67 км.

Второй главный калибр крейсера был представлен четырьмя 8" двухорудийными башенными установками овальной формы со слегка скошенной передней частью крыши , также конструкции «Виккерс››. Время заряжания орудий составляло около 22 секунды, угол возвышения - от -5° до +25° .Полубронебойные и фугасные снаряды весом 112,2 кг и заряд ленточного нитроцеллюлозного пороха весом 40 кг для каждого снаряда имели начальную скорость снаряда 807,7 м/с с прицельной дальностью стрельбы в 15,46 км и максимальной дальностью стрельбы до 16 км.

Противоминная артиллерия «Рюрика›› состояла из 20 120-мм/50 орудий и была сосредоточена в двух группах - средней и кормовой. Основная группа (16 орудий) располагалась в середине корпуса на верхней палубе, ещё четыре орудия в корме находилась палубой ниже; все они были установлены в отдельных казематах. Время заряжания орудия составляло 8-10 секунд. Расчёт включал 6 человек. В состав боекомплекта, из 200 выстрелов на ствол, входили фугасные снаряды весом 29,5 кг и заряд бездымного пороха весом 8 кг для каждого снаряда. Начальная скорость снаряда составляла 823 м/с с прицельной дальностью стрельбы в 14 км и максимальной дальностью стрельбы до 14,45 км с углом возвышения +20°.

Стволы всех орудий скреплялись системой циллиндров.

Наряду с артиллерией главного и противоминного калибра на крейсере имелось четыре 47-мм/43 пушки Гочкиса, как указывалось в спецификации, «с установкой на шлюпки››. Скорострельность пушки - 15 выстрелов/мин., начальная скорость снаряда 701 м/с., а максимальная дальность стрельбы до 4 км. Здесь же оговаривалось, что эти орудия будут «все последнего английского образца, приспособленные под русские патроны». На корабле эти орудия должны были устанавливаться вдоль обоих бортов на полубаке в середине корпуса и выполнять роль салютных, однако позднее их было решено установить по одной на крыше 8" башен, чтобы совместить обе функции - и салютных, и практических орудий. Вес снаряда составлял 1,5 кг. Еще имелись 8 10,67-мм пулемётов системы "Максим" с длиной ствола 67,6 калибров, расположенных на носовом мостике (2), на спардеке (4) и по одному на паровых катерах для поддержки десанта.

Подобно всем тяжёлым современным ему артиллерийским кораблям крейсер был оснащён и торпедным вооружением - два траверзных подводных аппарата калибра 450 мм находились в большом отсеке у основания носовой 10” башни. Их оси располагались под прямым углом к диаметральной плоскости, причём оба были установлены несколько со смещением по отношению друг к другу, так что они могли перезаряжаться одновременно. Боезапас каждого аппарата состоял из трёх торпед.

В ходе войны на крейсере появились зенитное вооружение. Летом 1916 г. на «Рюрике» установили первое 63-мм (2,5”) зенитное орудие системы Обуховского завода . Установку поместили на полубаке, в самом носу, между гюйсштоком и палубными клюзами: угол её вертикального наведения составлял 75°, поэтому условия использования требовали максимально большей удалённости от крупных габаритов - орудийных башен, надстроек, мачт. Вслед за этим установили ещё одно такое же орудие, на корме, рядом с флагштоком. В апреле 1917 г. «аэропушки» крейсера было решено заменить 76-мм артсистемами Лендера, а первые передать на новые эсминцы «Изяслав» и «Автроил». Неизвестно успели ли это осуществить. Помимо этих орудий на «Рюрике» некоторое время стоял 40-мм зенитный автомат «Виккерс». Кроме того, два пулемёта были переделаны для стрельбы по воздушным целям.

Для управления артиллерийской стрельбой на крейсере была установлена система контроля огня, разработанная и изготовленная фирмой-строителем. Она состояла из дающих и принимающих приборов прицела, целика и линий электрической синхронной передачи. При этом все принимающие приборы левого и правого бортов объединялись соответственно в две независимые цепи.

Дальномерное оборудование крейсера совершенствовалось в течение всего его периода службы. Сначала к двум 9-футовым дальномерам был добавлен 1 4,5-футовой «Барр энд Струд» «для навигационных целей», затем ещё 1 9-футовый. Перед началом кампании 1916 г. крейсер получил 2 9-футовых дальномера на крышах 10” башен в рубках, защищённых 50-мм бронёй. Общий состав дальномеров на нём достиг пяти 9-Футовых «Барр энд Струд» (2 в башнях, 3 на крыльях мостика - последние могли использоваться в секторе по 100°), 1 9-футовый Поллена на носовой боевой рубке (по 90” на борт), 24,5-футовых «Барр энд Струд» (1 при зенитном орудии, 1 на переднем мостике для навигационных целей). Кроме этого, имелась ещё стереотруба Цейса, 1 дальномер Фуэсса и 2 - Мякишева. В это же время носовая дальномерная рубка была заменена новой, более просторной, с толщиной стенок 152 мм, крыши 127 мм.


Первым командиром крейсера стал Н.О.Эссен. Самому современному и мощному кораблю Балтийского флота выпала честь быть его флагманом в тяжелые годы мировой войны и в предвоенное время. В августе 1908 года крейсер совершил первое международное путешествие-из Англии перешел в Россию,а уже через год вернулся для участия в международном морском параде вместе с императорскими яхтами
«Штандарт» и «Полярная звезда» .

В июле-ноябре 1910 года вместе с кораблями Балтийского отряда посетил Черногорию на празднование 50-летия правления короля Николая Черногорского.

Ryurik1910Antivari
Ryurik1910Antivari

«Рюрик»_на_ремонте
«Рюрик»_на_ремонте

В 1912-1914 командиром крейсера был каперанг Бахирев М.К.,впоследствии один из известнейших русских адмиралов.

В июле-сентябре 1911 "Рюрик" демонстрировал флаг в германском и датском портах.В сентябре 1912 вместе с эскадрой,сопровождая вдовствующую императрицу во время визита к датской родне, посетил Копенгаген,где принимал на борту местного короля,а в августе-сентябре 1913 побывал в Портленде, Бресте и Ставангере. В Портленде "Рюрику",как флагману русской эскадры выделили в "опекуны" "Дредноут",чье командование и экипаж и обеспечивало во время визита русских моряков экскурсиями и развлечениями. Не самая плохая британская традиция.

Ryurik1913Portland
Ryurik1913Portland
«Рюрик»_и_подводная_лодка_«Акула»
«Рюрик»_и_подводная_лодка_«Акула»

Боевая работа для "Рюрика" началась еще в июле 1914,в последние предвоенные дни он вместе с линкорами прикрывал установку центрального минного заграждения.В дальнейшем,вместе с другими крейсерами и линкорами прикрывал минные постановки,нес дозорную и патрульную службу,выходил на обстрелы германского побережья и поиск немецких кораблей.

19 июня 1915 имел перестрелку с германским броненосным крейсером "Роон" у Мемеля. В результате артиллерийской дуэли с "Любеком" и "Рооном", "Рюрик" несколько раз накрыл "Роон" из главного и 8" калибра. Бой длился около 27 минут ,но немцы ушли в туман,преследование их командир корабля посчитал нецелесообразным. По версии немцев в ходе перестрелки оба противника получили по одному попаданию снаряда крупного калибра, не причинивших серьёзных повреждений. В 11:00 "Roon" стал отходить. "Рюрик" погнался было за ним, но вскоре отвернул и скрылся. В бою «Рюрик» истратил 46 десятидюймовых, 102 восьмидюймовых и 163 пятидюймовых снаряда. Убитых в команде не было, но один из девяти раненых умер в корабельном лазарете от кровопотери.

В ноябре 1916 во время перехода в кронштадтский док на мелкий ремонт
"Рюрик" подорвался на мине в районе маяка Южный Гогланд,получил огромную пробоину от форштевня до 20 шпангоута,после чего 2 месяца проходил ремонт.Виноватым считали командира "Баяна" С.Н.Тимирева,несчастного мужа небезызвестной Анны Тимиревой,не посчитавшего необходимым проверить именно этот участок маршрута на предмет германских мин.

Революции "Рюрик" встретил спокойно,как и полагается флагману Балтфлота-новые правила принял,но офицеров за борт не кидал и перед строем не расстреливал.

Офицерский_состав_«Рюрика»
Офицерский_состав_«Рюрика»

25 февраля 1918,когда под Ревелем уже шли бои с наступающими германцами,на порт совершил налет германский бомбардировщик. Сбить его у русской эскадры не получилось. Из шести сброшенных им бомб одна досталась «Рюрику», взорвавшись на броне первой правой восьмидюймовой башни. Шесть моряков на палубе, вышедшие встретить аэроплан винтовочным огнем, получили ранения.Вместе с "Адмиралом Макаровым" "Рюрик" последним покинул захваченный немцами Ревель.
Гельсингфорс не стал конечным пунктом похода,немецкие и белофинские войска подступали уже и к нему. Кораблям угрожал захват. В это время с крейсера сбежал его последний командир- капитан 1 ранга В.И.Руднев .

В марте 1918 года во время Ледового похода перешел из Гельсингфорса в Кронштадт в составе 1-го отряда,шел вторым,после "Ермака".Потом крейсер должен был сопровождать ледокол "Ермак" ,возвращавшийся для проводки 2-го отряда. Но выход "Рюрика" отменили из-за нехватки угля. "Ермак" ушел один,но был обстрелян белофиннами и вернулся.

Лишь 7 апреля "Рюрик" и "Ермак" вышли навстречу второму отряду.«Ледовый поход» слишком многого стоил «Рюрику». Обшивка в носовой части у ватерлинии и вдоль бортов в клочья ободрана льдами, гребные валы деформированы,механизмы изношены.

Ryurik1918Kronstadt
Ryurik1918Kronstadt

В октябре 1918 сдан на хранение в Кронштадский порт. Решением Штаба морских сил Республики от 21 мая 1921 года «Рюрик» выводился в резерв.
В январе 1923 крейсер отбуксировали на Балтийский завод,где его осмотрели специалисты.Состояние крейсера, отмеченное комиссией в акте, можно было одним словом охарактеризовать как «никакое». Вода стояла от нижних отсеков у форштевня до котельных отделений.  Затопления обнаружились под левым машинным отделением, в отделении вспомогательных холодильников, левой машине и левом коридоре гребного вала. Кингстоны за зиму разорвало намерзшим льдом. Если бы по весне ледовые пробки оттаяли сами, корабль мог просто затонуть от обширного распространения затоплений.

Ryurik1925Leningrad
 
 .
Ryurik1925Leningrad .

С февраля 1922 по июнь 1924 с крейсера демонтировались вооружение и механизмы,а 1 ноября 1923 корпус корабля передан комиссии Госфонда для разделки на металл .

Снятые с "Рюрика" башни 203 мм орудий были В 1925-1927 гг. установле­ны на фортах «Первомайский» и «Красноармейский» (б. «Обручев») ( по две башни) . В 1939 и 1941-1944 они успешно громили белофиннов,отправив им тысячи снарядов(только в январе 1944 г. во время контрнаступления войск Ленинградского фронта ими бы­ло выпущено по врагу до 1000 снарядов ).Службу в береговой обороне пушки несли до середины 50-х годов.

Барельеф из кают-компании броненосного крейсера Рюрик
Барельеф из кают-компании броненосного крейсера Рюрик

"Рюрик" являлся ярким образцом переходного послецусимского типа броненосных кораблей. От доцусимских проектов ему достались паровые поршневые машины,таранный форштевень,классическая система расположения бронеплит и легкие снаряды .От послецусимских нововведений -современная система управления огнем,длинные новые пушки,полный пояс по ватерлинии и бронированная трюмная переборка.То есть представлял собой компромисс между достижениями додредноутной эпохи и первыми инновациями новой эпохи.

«Рюрик» был еще и на редкость красив - его стремительный,но мощный силуэт завораживал современников, с точки зрения сочетания дизайна и практичной брутальности- он ,пожалуй ,вне конкуренции для кораблей начала 20-го века.

Британский справочник «Все боевые корабли мира» называет его «лучшим крупным кораблем, заложенным для русского флота до 1905 г.» и «одним из лучших из когда-либо построенных броненосных крейсеров», особенно отмечая его мощные 10" орудия с увеличенным до 35° углом вертикальной наводки и систему затопления и орошения погребов, намного опережавшую практику британского флота. Дж.Кемпбелл отмечал интерес, который представляет русский крейсер и о том, что «для своего времени он отличался рядом передовых качеств». Американец С.Маклахлин — «построенный компанией «Виккерс» броненосный крейсер «Рюрик» стал последним и самым крупным из русских кораблей этого типа, и он с успехом выдерживает сравнение с любым из современных ему иностранных аналогов». Такого же мнения и британский профессор Дж.Уэствуд — «если бы не пришествие линейного крейсера несколько лет спустя, «Рюрик» можно было бы назвать исключительно успешным проектом, который в любом случае претендует на звание лучшего из когда-либо созданных броненосных крейсеров. Даже устаревший морально с появлением линейного крейсера, с которым он не мог сравниться ни мощью орудий, ни скоростью хода, он являл собой красивое и весьма внушительное зрелище и оказался замечательным флагманским кораблем».

Крейсер имел короткую,но насыщенную судьбу,никогда не был "тыловым",несмотря на статус флагмана, постоянно участвовал в рутинных операциях флота. Свой последний поход он посвятил спасению кораблей своей эскадры из ледового плена,пожертвовав собственным корпусом и машинами.

Читайте "Морскую коллекцию"-все выпуски-

Линейные крейсеры.

Линейные корабли.

Тяжелые крейсеры.

Броненосцы береговой обороны.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.